Select your language

ГЭЗета

В культурной ситуации за последние годы произошло принципиальное изменение - децентрализация. Если раньше для философов был университет, для музыкантов - филармония, для альтернативных музыкантов – рок-клуб, то теперь культурная карта города состоит из множества творческих групп, мест, семинаров, индивидуальностей. Чтобы научиться ориентироваться во всем этом многообразии и извлекать максимальную пользу для ума и сердца, нужно представлять себе эту карту, и не просто представлять, но и понимать что, где и зачем происходит.

Эта газета задумывалась как гид по центрам альтернативной интеллектуальной и творческой активности Петербурга: развернутые статьи и интервью об отдельных местах и людях, афиша событий, литературные обзоры, философские тексты, анонсы и свидетельства участников.

Редакторский и авторский состав: Александр Монтлевич, Александр Смулянский, Павел Арсеньев, Алла Митрофанова, Алексей Зё, Ксения Ермошина.

 

ГЭЗета №5
Интервью: Джон Эбби
Перевод: Влад Кудрявцев
Фотографии: Юко Дзама

В ноябре 2010 года Кит Роу и Раду Малфатти встретились в студии Кристофа Аманна в Вене, где они впервые за их долгую карьеру сыграли вместе. У обоих музыкантов свои сложившиеся представления и мнения, иногда сильно разные, иногда общие. За неделю у нас было много приятных бесед и в конце третьего дня записи я попросил обоих о возможности ответить на несколько вопросов. Все мы были вымотанными, только что закончили записывать целых три диска широко варьирующегося материала за 48 часов, так что не нужно искать глубины в этом интервью, это больше похоже на то, что вы услышали бы в кафе напротив студии Аманна, где мы сидели между сессиями. — Джон Эбби (Erstwhile Records).

ГЭЗета №5
Перевод: Олег Дудкин

Импровизация – наиболее широко распространённая практика в мировой музыке и при этом, возможно, наименее заметная и осознаваемая. Импровизация тесно связана с переменами, приведением в подобающий вид, развитием, обманчивыми идеями. Она не включает в себя только один музыкальный стиль, не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу, но при этом является движущей силой во множестве музыкальных жанров.

Шум – ум?
ГЭЗета №5
Андрей Поповский

С появлением laptop технология создания шумовой музыки упростилась, но каких-то ощутимых качественных сдвигов в области поэтики, средств выразительности не произошло.

Мы сейчас в точке остановленного времени, какого-то топтания. Главный прорыв сегодняшний – только в качестве, в улучшении уже сложившихся законов звуковой алхимии.

Шум нельзя рассматривать как явление только эстетическое, – ведь нойзу всегда был присущ субкультурный оттенок.

Шум – это всегда идеология. И всегда – противостояние, протест: noise vs glamour.

Из разговора с Николаем Рубановым
ГЭЗета №5
Беседовал: Андрей Поповский

[...] Сначала нас было трое: Михаил Коловский [4], Михаил Берников и я. Был ещё большой чёрный ящик, в котором всякие там барабаны забиты. В общем, всё на тот момент выглядело довольно современно. Была электронная ритм-секция – очень хороший прибор, он у меня до сих пор на полочке лежит. Очень убедительно звучал. Я ещё в то время что-то там на клавишах ещё исполнял. Соответственно, звучание было очень жёстким и очень ритмичным.  

Беседа с Николаем Судником
ГЭЗета №3

-Вы были первым арт-директором ГЭЗ, расскажите, пожалуйста, о тогдашней концепции.

Да, первый год я там делал программы, концерты один раз в неделю. Площадок таких не было в городе и надо было делать, раз появилась такая возможность. Мало ли какие были идеи! Она здесь благодаря Ире1 практическое воплощение нашла, стала возможна. Самое главное, с чего клуб начинается – с аппарата. По Питеру полно было таких точек, где пытались что-то играть, что-то делать, но всё это заканчивалось довольно быстро, ну и, как правило, одинаково – никак.

Инна Некрасова. «Целая вселенная…»: К проблеме исследования поэтики тишины
ГЭЗета №3

Тишина – «поступь чуда», синоним тайны, суть которой притягательна, но скрыта от человеческого постижения1. Очевидно, что тишина – это не просто физико-акустическое явление, она, подобно другим универсальным категориям, является составляющей частью философии мироустройства.
Феномен тишины объединяет комплекс самых разных философских, религиозных, этических, эстетических представлений, бытовых и художественных явлений. В онтологическом аспекте тишина предстает как составная часть важнейших философских антиномий: статика – динамика, покой – движение, космос – хаос.

Алла Митрофанова
Музыка как предмет нейрофизиологии
ГЭЗета №3

1. История

Композиторы Ассоциации Современной музыки создавали в 1920е “производственное искусство”, включая в произведения ритмы и шумы заводских машин, пластику производственных движений рабочего: балет “Стальной скок” С.Прокофьева, “Болт” Д.Шостаковича, опера “Плотина” А.Мосолова… Мосоловым был написан вокальный цикл из 4х газетных обьявлений из “Известий” ВЦИК. Они придерживались мнения, что эпоха выражается в сложных новаторских музыкальных формах, что так они создадут “музыку социализма - музыку для новых поколений, которые должны получить все лучшеее, что может быть создано теперь”. (Музыкальная новь. 1926 №3)

Елена Николаева
Медиаопера: Между прошлым и будущим
ГЭЗета №3

Исторический путь оперы тернист. Часто напоминая поле битвы, он отмечен резкими поворотами и столкновениями, соблазном движения по непроторенным тропам… Время от времени возникало ощущение тупика, но появлялся очередной реформатор и выводил оперу на неизведанные просторы. Мобильность и волапильность этого жанра, без преувеличения, безгранична: dramma per musika и pasticcio, opera-seria и buffa, опера-балет и лирическая драма, сарсуэла и зингшпиль, опера-фарс и опера-скетч – вплоть до разнообразных пара- и пост- оперных форм, включая хэппенинг и мультимедиа наших дней.