Select your language

25 лет ГЭЗ-21 / Музей звука

25 лет ГЭЗ-21 / Музей звука

12 мая - Новая сцена Александринского театра
18-19 мая - Новая Голландия, пространство «Сообщество»

БИЛЕТЫ: https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/gez-25/

25 лет назад, 12 мая 1999 года, со вступительного слова Сергея Бусова и концерта ЗооГеометрическаяАлеаторика (ЗГА) началась история легендарной питерской институции - Галереи Экспериментального Звука 21 (ГЭЗ 21), ныне также известной как Музей звука. На протяжении многих лет ГЭЗ21 был не только площадкой для экспериментов со звуком и неформатной музыки, но и точкой сборки для проектов в области альтернативной культуры. Здесь проходили не только концерты, но и воркшопы Кибер-Фемин-Клуба и Фабрики найденных одежд, субкультурные вечеринки и лекции, работало философское кафе и Арт-Буфет.

Часть первая. ГЭЗ-21-25

12 мая. 17:00 Новая сцена Александринского театра.

Событие посвящено первой в России институции, занимающейся нойзом, индастриалом, импровизационной музыкой, электроакустикой, полевыми записями, звуковым перформансом, многоканальной музыкой etc. За четверть века через ГЭЗ-21 прошли десятки музыкантов, чей вклад в развитие локальной сцены экспериментальной музыки оказался значителен. Менялась и сама галерея, пройдя путь от «проекта» до «музея». На вечере будет представлен своеобразный коллаж из архивов ГЭЗ-21: воспоминания очевидцев и ушеслышцев, видеофрагменты, беседы, звуковой перформанс и выставка авторских музыкальных инструментов в фойе, а также выступления музыкантов.

Программа:

17:10-17:30 — вступительное слово и приветствие Сергея Бусова
17:30-17:50 — bardoseneticcube (Игорь Поцукайло и Юрий Элик)
17:50-18:10 — рассказ о ГЭЗ (1999-2007) Ирина Актуганова
18:10-18:40 — трио "Руки" Николай Рубанов, Кирилл Клюшин, Соня Скобелева
18:40-19:00 — исторический блок с фото от Андрея Поповского (2007-2015)
19:00-19:20 — Салават Сафиуллин (электрогитара), Кристине Казарян (арфа), Соня Скобелева (корнет)
19:20-19:40 — Дмитрий Шубин рассказ о Музее Звука (2016-2024)
19:40-20:00 — Дмитрий Шубин. QR-Трио (Наталья Булатова, Ольга Круковская, Анна Смородникова) (фойе)
20:00-20:40 — подготовленные записи от музыкантов и выход на связь через Zoom: Илья Белоруков, Макс Позин, Денис Сорокин, Роман Столяр, Игнат Хлобыстин, Борис Шершенков, Илья SymphoCat
20:40-21:10 — Николай Судник, Вера Огарёва, Андрей Поповский

Часть вторая. Weekend в ГЭЗ-21 — реэнактмент. Назад, в 90-е!

18-19 мая 2024 В субботу и воскресенье, в пространстве «Сообщество», мы воссоздадим обычный конец недели в ГЭЗе со всеми его программными элементами, сюжетами и смыслами — социальными и культурными. В программе: Философское кафе, музыкальные мастер-классы и воркшопы, Рождественский джем, «Курс практической независимости для женщин», Фабрика Найденных Одежд, воркшоп по хоровой импровизации, видеоарт и видеохроники.

18 мая, суббота

14:00 — 16:00
Философское кафе. Сообщение Аллы Митрофановой МАТРЕШКА САМООРГАНИЗАЦИЙ: ГЭЗ21. Обсуждение.
ГЭЗ21 прекрасный пример самоорганизованного автономного пространства, возникшего в конце 90-х и продолжающего работать на тех же принципах по сей день. Место создавалось в эпоху расцвета субкультур и локальных культурных инициатив. Попробуем обсудить как опыт ГЭЗ21 (горизонтальной и экономически независимой институции) выглядит из современной перспективы.

Философское кафе возникло в в ГЭЗ21 в 2002 году по инициативе Анатолия Власова и Германа Преображенского. Все эти годы бессменными ведущими Философского кафе были Анатолий Власов и Алла Митрофанова. Философское кафе, меняя форматы, продолжает оставаться открытой площадкой/семинаром актуальной философии.

16:00 — 17:30.
Воркшоп по шумовой импровизации. Ведущий: Андрей Поповский
Материалы шума (раздельный сбор)
В практике экспериментальной музыки привычно встретить «овощной оркестр» («Vegetable orchestra»), «водяную» музыку (Тан Дун), амплифицированные кактусы Джона Кейджа или роботизированный гамелан - «Gamelatron». Каждый музыкант/композитор/sound-artist выбирает наиболее подходящий для него инструмент. Часто таким инструментом становится сам материал, например, Jan Marmenout использует литофоны, играет музыку на камнях, а австралиец Justice Yeldham применяет осколки стекла различных размеров. Швейцарский композитор Штефан Тут (Stephan Thut) использует картонные коробки, португалец Альфредо Коста Монтейро (Alfredo Costa Monteiro) — бумагу, Николай Судник собирает свои индустриальные инструменты из металла, искусство игры на стеклянной гармонике, почти утраченное в двадцатом веке, сейчас возрождается вновь, пластик применяется сплошь и рядом для изготовления ученических инструментов и игрушек.
Основная тема мастер-класса — создание простейших шумовых инструментов из различных видов мусора. Пластик, бумага, стекло, металл, картон — каждый из материалов звучит по своему и до того, как отправиться во вторичную переработку, способен стать, если и не скрипкой Страдивари, то интересным объектом для исполнения нойза.
Участникам мастер-класса предлагается найти свой собственный шорох, скрип, визг или хруст, используя разные типы мусора.
Количество участников до 10 участников. Для семейной аудитории. 1 семья считается как 1 участник.

18:00 — 21:00
Традиционный Рождественнский Джем (реэнактмент) в мае.
Рождественский Джем это ежегодное событие, которое происходит в ГЭЗе 7 января. В этот день в Галерее экспериментального звука собираются самые разные музыканты, чтобы свободно поимпровизировать в самых неожиданных сочетаниях и составах. Зрители тоже становятся участниками, если захотят.

19 мая, воскресенье

14:00 — 16:30.
Воркшоп Кибер-фемин-клуба «Курс практической независимости для женщин «Сделай сама» - Нейросети в повседневной жизни — как пользоваться и достигать желаемого результата».
Приходить со своим ноутбуком. Количество участников до 15 чел.
Проект «Курс практической независимости для женщин «Сделай сама» был запущен Кибер-фемин-клубом в 2002 году и был направлена на развитие личностного потенциала и социальной компетентности женщин, а также на обучение женщин решению проблем повседневной жизни. Женщины в силу культурных стереотипов зачастую чураются так называемой «мужской работой»: мелкого бытового ремонта, обслуживания автомобиля, компьютера, других технических устройств. Неспособность справиться с подобными проблемами ограничивает независимость женщин и требует много времени и денег.
В 2003- 2006 годах Кибер-Фемин-Клуб на площадке ГЭЗ21 вел серию курсов «Компьютеры и оргтехника» (преподаватель Левина О.) и «Техника в доме» (преподаватель Полянова Т.). Целью этих курсов было научить женщин ремонтировать компьютеры и всевозможные технические устройства в домашних условиях, а также научить их покупать техническое оборудование. Курсы предназначались только для женщин, и все преподаватели тоже были женщинами. Такая атмосфера была создана для снижения психологического напряжения и максимально облегчила ситуацию для всех желающих.

14:30 — 17:00.
Воркшоп имени Фабрики Найденных Одежд (реконструкция) — психологическая реабилитация через работу с одеждой. Ведущая – Полина Заславская. Количество участников до 15 человек. Приходить со своей одеждой.
С 2004 по 2008 год в ГЭЗе работал Магазин Утопической одежды «Фабрики найденных одежд» (Ф.Н.О) — проект художницы Глюкли (Натальи Першиной). Это был не столько и не только магазин, а постоянно действующий арт-терапевтический воркшоп, в котором участники, в основном девушки, под руководством Глюкли через доработку старй одежды (добавление новых элементов в виде текстов, вышивок бисером, фотографий, различных субстанций) создавали искренние высказывания, тем самым снимая давние зажимы и психологические проблемы. Созданная ими одежда участвовала в перформансах и вечеринках, а также продавалась в магазине при ГЭЗ21.

17:30 — 19:00
Видеоарт и видеохроники Галереи Экспериментального Звука 21. (1999 - 2015)

19:00 — 21:00
Санкт-Петербургский импровизационный хор: Воркшоп по голосовой импровизации 
Ведущий Дмитрий Шубин. Количество участников – до 30 человек.
Голос в экспериментальной музыке XX века - это не только пение. Голос превращается в музыкальный инструмент с огромным диапазоном тембровых и динамических возможностей. Новую эстетику голоса создавали Арнольд Шенберг, Карлхайнц Штокхаузен, Лучано Берио, Петер Аблингер и многие другие композиторы и музыканты. В практике импровизационной музыки голос используется как инструмент звукоизвлечения, включая в себя пение, речь, шепот и вообще любые звуки, доступные для человеческого звукового аппарата и дополняемые возможностями электронной обработки.
Импровизационный хор возник в 2013 г. как часть Санкт-Петербургского импровизационного оркестра (St. Petersburg Improvisers Orchestra) и стал первым в России составом, занимающимся дирижируемой голосовой импровизацией. Основатель и дирижер - Дмитрий Шубин. 
Участники воркшопа, независимо от их вокальных данных под руководством дирижера и музыканта Дмитрия Шубина совместно создадут хоровое произведение и исполнят его.