С 24 марта по 20 апреля
Александр Борисов. ЛЕНИН-ГЛИТЧ / Шум, глитч, паралич
Видеоинсталляция для 4-х экранов. Анимация, компьютерная графика
Видеоинсталляция работает с 24 марта по 20 апреля в Монтажной Музея Звука, ежедневно с 16:30 до 23:00, вход свободный.
Александр Борисов
ЛЕНИН-ГЛИТЧ / Шум, глитч, паралич
Видеоинсталляция для 4-х экранов. Анимация, компьютерная графика.
Звук: Георгий Свиридов, «Время, вперед!»
В основе анимации — фотография барельефа ордена Ленина, расположенного над центральным входом в здание Двенадцати коллегий, ныне принадлежащего СПбГУ, а некогда — Ленинградскому государственному университету, получившему эту награду в 1940-е годы. Исходным изображением для ордена стала фотография В.К. Буллы, запечатлевшая В.И. Ленина на заседании II Конгресса Коминтерна (Петроград, 1920).
Данный барельеф — элемент архитектурной скульптуры Петербурга, которая вот уже несколько лет является для меня сферой особого внимания. В процессе свободного фланирования в городском пространстве с подключением опций исторического исследования, эстетического наслаждения, философской рефлексии и художественной интерпретации сформировался проект «Верхний мир», в орбиту которого продолжают попадать новые территории, герои и артефакты.
Орден Ленина, найденный на исходе 2017 года, подтолкнул меня к решению перевести собственные размышления о политическом измерении феноменов «шума» и «глитча» на язык образов. В итоге, инсталляция задействует сразу несколько направлений моей работы: изучение пластических возможностей шума средствами фотографии и компьютерной графики, выявление роли и значения шумовой фактуры в истории визуальных искусств (эстетика шума), построение шумовой онтологии для прояснения когнитивных, медиатехнологических и социально-политических процессов.
Шум, глитч, паралич
Шум революции порождается разрушением традиционных иерархий и порядков распределения речи. Господствующие статусы субъектов высказывания опрокидываются в общую плоскость и рассыпаются в качестве множественной неопределенности. Внимание переориентируется к областям пересечения, взаимопроникновения и взаимодействия — пространству общих границ, шумовому субстрату новых форм политической жизни.
В отличие от эволюционных политических процессов, когда формы сохраняют собственную идентичность долгое время, революционная динамика отличается высокой интенсивностью. Революция — это быстрая, фазовая смена форм, насыщенная многочисленными приемами отсечения, фрагментации, изъятия и уплотнения, ускоряющими временной поток. Коллаж, монтаж, перекомпозиция, глитч.
Глитч определяется через механику сбоя и повторения, проявляя себя как эффект дестабилизации, сбой системы, когда в ее автопоэтических процессах возникают «ошибки» — пустоты своего или вкрапления чужого. Поэтому логическое разворачивание кода, выполнение программы, исполнение команды, сценария или партитуры, обладающие императивом производства предустановленной идентичности, требуют определенной изоляции от сильных воздействий. Пионерам глитч-арта хорошо известно: точный и вовремя нанесенный удар способен создать эхо события, зацикливая на автоповтор мгновенный срез времени. Пока система занята беспорядочным самоцитированием, есть шанс переписать ее основания, вложив новые скрижали кода в образовавшийся зазор смысла. Механика глитча граничит с насилием, поэтому вождю мирового пролетариата, в совершенстве владеющему приемами глитч-политики, так принципиально важна тропа вооруженного восстания.
Шум и глитч являются не столько агентами разрушения, сколько трансформации систем. будучи «ошибкой» с точки зрения старого мира, в новом они могут обернуться внятным сообщением на понятном ему языке, а в еще более новом — послужить объектом насмешек или предметом пристального научного интереса. В свернутом виде эти агенты революции сопутствуют эволюционному процессу, обеспечивая ему необходимый тонус, пластику и жизнеспособность.
Паралич в переводе с древнегреческого означает «расслабление». Вполне возможно, что когда-нибудь концепция политического расслабления, близкая даосской философии недеяния, предполагающей самоустранение императора от политических процессов ради эмансипации политического, обретет адекватное тело воплощения. Но пока что известный медитативный потенциал шумовых объектов, способных создавать приятные трансовые состояния (шум сосен на морском берегу), весьма редко реализуется на политической сцене, в лучшем случае конвертируя политического субъекта в пара-личность, собственный идеальный образ, блуждающий под многочисленными самоподобными масками по улицам и закоулкам материальной культуры.
А. Борисов
Художник, философ, автор проекта «Киберборея»
cyberborea.net