Select your language

6 марта, ср, 20:00

Пианомания
Pianomania − Die Suche nach dem perfekten Klang
(2009)
Режиссёры: Робeрт Цибис и Лилиан Франк
ГЭЗОГЛАЗ (фильмы о музыке и музыкантах)
Кинопоказ-обсуждение.
Вход – свободный.

 

Безусловно, важнейшим посредником между композитором и слушателем во все времена являлся исполнитель, переосмысляющий и претворяющий в жизнь композиторский замысел. Особенно сильно роль исполнителя в академической музыке проявилась в ХХ веке с появлением новых музыкальных приёмов алеаторики, делающих само исполнение частью музыкального произведения. Кроме того, с появлением звукозаписи, когда конкретное исполнение, записанное и изданное на звуковых носителях, для слушателя частично заместило живые концертные исполнения, фигура исполнителя, как интерпретатора, также вышла на первый план и в классической музыкальной культуре.
Одним из ключевых инструментов во многих, иногда диаметрально противоположных музыкальных направлениях, является фортепиано. Изобретённое ещё в XVIII веке и затем неоднократно модернизируемое, благодаря  широте своего октавного диапазона, возможности управлять тембральными и амплитудными характеристиками звука, оно даёт композитору и исполнителю невероятную творческую свободу, немыслимую для других клавишных инструментов до появления электроники. Однако платой за это является его массивность и техническая сложность, что не позволяет исполнителю самостоятельно заботиться о своём инструменте, из-за чего появляется необходимость в такой профессии, как настройщик пианино.
«Пианомания» - документальный фильм немецких режиссёров Робeрта Цибиса и Лилиан Франк о работе одного из самых лучших настройщиков пианино в мире, работающего в фирме «Steinway & Sons» Стефана Кнюпфера, с всемирно известными музыкантами, такими, как китайский пианист и популяризатор классической музыки Лан Лан (Láng Lǎng); французский пианист Пьер-Лоран Эмар (Pierre-Laurent Aimard) - исполнитель современной академической музыки таких композиторов, как Картер, Лигети, Штокхаузен, Булез, Лахенман, Райх и других, известный также оригинальным исполнением классических произведений; австрийские виртуозы Альфред Брендель (Alfred Brendel) и Тиль Феллнер (Till Fellner), в репертуаре которых классические произведения Баха, Листа и Шуберта сочетаются с работами композиторов Новой Венской школы - Арнольда Шёнберга, Антона Веберна и Альбана Берга. Его задача - найти подходящий им инструмент для выступлений и записей и добиться от него идеального звучания, индивидуального для каждого исполнителя и произведения.
Съёмки фильма велись около трёх с половиной лет и стоили создателям 400000 евро. Одной из самых важных частей «Пианомании» является звук – записи каждой сцены велись с чрезвычайной тщательностью исключительно в формате Dolby Surround, а окончательная звуковая дорожка эпизода составлялась из отобранных записанных фрагментов, число которых доходило до 90.
Фильм принял участие во многих интернациональных кинофестивалях и конкурсах, в том числе и в 32-ом Московском международным кинофестивале. В 2009 году «Пианомания» выиграла приз жюри на Кинофестивале в Локарно, получилa премию за самый лучший монтаж на фестивале австрийских фильмов «Диагонале» и была номинирована на премию «лучший документальный фильм» европейской академии кино. В 2010 году фильм получил премию «Golden Gate Award» на фестивале в Сан-Франциско и почетный приз на фестивале «Eurodok 2010» в Норвегии. Кроме того фильм получил предикат «особенно ценный» пункта оценки фильмов Визбадена, Германия.

Программа показа включает:
1. Вступительное слово
2. Показ фильма
3. Обсуждение: Фортепиано в классической и современной академической музыке.