Select your language

15 июня, сб, 23:30

Ночь фильмов Питера Гринуэя
Проект «Искусство кинозвука»
В ночь с субботы 15 июня на воскресенье 16 июня в рамках проекта «Искусство кинозвука» Галерея Экспериментального Звука-21 предлагает вашему вниманию подборку фильмов Питера Гринуэя (Peter John Greenaway) – британского художника, режиссёра, писателя и либреттиста,  самого заметного английского режиссера последних десятилетий, ставшего практически лицом британского кинематографа.

Вход – 350 р.
250 р. по предварительной записи.

Авангардист, добившийся поразительной известности; один из самых амбициозных и спорных кинорежиссеров своей эпохи, он получил образование художника и испытал серьезное влияние теорий структурной лингвистики, этнографии и философии. Его фильмы являются исследованиями границ кино как искусства, и зачастую выходят далеко за эти границы синтезируя в одной работе кинематограф, живопись, графику, архитектуру, современную литературу и, конечно, академическую музыку.

Программа показа:
23:30 – Открытие дверей
00:00 – Вступительное слово, фильм «Контракт рисовальщика»
01:40 – Перерыв
02:00 – фильм «Живот архитектора»
04:00 – Перерыв
04:20 – фильм «Отчёт утопленников»
06:10 – Окончание показа

Всем, купившим билет - чай или кофе бесплатно!

Питер Гринуэй родился 5 апреля 1942 года в Ньюпорте, Уэльс.
Отец Питера занимался строительным бизнесом, всё свободное время уделяя орнитологии. Родители отца были потомственными садовниками и служили в частных владениях. Мать Гринуэя работала учительницей. Питер с 1948 года учился в Форест-Скул, о которой сохранил плохие воспоминания. Питер был двоечником по математике, но с головой уходил в литературу и историю, в особенности, средневековья. Он интересовался европейской живописью, его занятия рисованием поощрялись, и уже в детстве Питер решил связать себя с живописью. Однако просмотр вышедшей в 1957 году «Седьмой печати» Ингмара Бергмана стал началом увлечения европейским авторским кино и в сентябре 1960 года Гринуэй начал учиться в Школе искусств Уолтэмстоу.
 Питер провёл там четыре года и получил образование художника. В 1961 году он познакомился с английским композитором-минималистом, музыкальным критиком и теоретиком Майклом Найманом, творчество которого получило широкую известность именно благодаря фильмам Гринуэя.  Сам Найман вспоминал: «Мы с Питером повстречались, потому что школьная подруга моей сестры знала нас обоих, она сказала мне, что Питер снимает фильмы, а ему – что я пишу музыку. Мы быстро подружились. Это было в 1961 году. Следующие 15 лет мы были друзьями, но не работали вместе, и только в 1976 году я начал сочинять музыку к его фильмам. Надо сказать, до того Гринуэй снимал фильмы, которым музыка была не особенно нужна. Так совпало, что в тот момент началась и моя карьера композитора-минималиста – или постминималиста, как хотите, так и назовите... Момент был очень удачный. Следующие 15 лет мы все время работали вместе, я написал музыку к двум десяткам его фильмов, наверное. Мы испытывали друг к другу искреннее уважение, нам нравилась наша независимость, наша взаимозависимость...».
Получив в 1964 году диплом, 22-летний Гринуэй попытался поступить в киношколу при Королевском колледже искусств, но не прошёл конкурс, а в 1965 году он получил работу в COI — Центральном управлении информации, где одиннадцать лет проработал монтажёром документальных фильмов о жизни в Великобритании, предназначенных для показа по всему миру.
Там он и начал снимать собственные экспериментальные короткометражки. Типичным для его творчества этого периода был фильм 1966 года "Поезд", где запечетлено прибытие последних паровозов на вокзал Ватерлоо. Фильм снят с крыши Центрального управления информации и смонтирован в духе «Механического балета» Фернана Леже с использованием конкретной музыки.
В 1977–1978 году Гринуэй ушёл из COI, став режиссёром-фрилансером. Он снимал собственные фильмы и монтировал чужие. Связь с COI не прервалась — в первые годы Гринуэй снимал фильмы и по заказу управления. В конце 70-х годов авторские фильмы Гринуэя начинают замечать на кинофестивалях. «Прогулка через Эйч» и снятая сразу после неё «Реконструкция „Вертикальных предметов“» получают хвалебные отзывы в прессе, и уже в 1980 году Гринуэю удаётся снять свой первый полнометражный фильм — «Падения». В том же 1980 году на Лондонском кинофестивале, проводимом Британским институтом кино, «Падения»  получили премию «The Sutherland Trophy», присуждаемую наиболее оригинальной и творческой дебютной работе. После этого Питер Сэйнсбери из Британского института кино предложил Гринуэю снять полноценный игровой фильм и очень скоро у Гринуэя был готов сценарий фильма «Контракт рисовальщика». Съёмки фильма прошли с 29 августа по 26 сентября 1981 года в Грумбридж-Плэйс, Кент.
"Контракт рисовальщика", действие которого происходит в 17 веке, стал его первым большим успехом у кинокритиков и выдвинула его в первые ряды мастеров экспериментального кино. Гринуэй объехал весь мир, демонстрируя свой фильм. Автором саундтрека стал Майкл Найман. Его музыка органично вплелась в получившееся произведение, став своеобразной данью уважения работам знаменитого британского композитора Генри Пёрселла, и после этого фильма также стала известна широкой публике.
Под впечатлением своего пребывания в Риме в 1985 году Гринуэй ставит фильм "Живот архитектора", где большое внимание уделено темам маниакальной одержимости, что, безусловно, отражало и собственную индивидуальность Гринуэя.
В этом фильме он продолжил сотрудничество с академическими композиторами, и в нём в качестве кинокомпозиторов попробовали себя влиятельный американский композитор-авангардист Гленн Бранка, известный своими экспериментами в жанре шумового гитарного минимализма и сотрудничавший с некоторыми известными музыкантами альтернативного рока, в частности, участниками Sonic Youth, Helmet и Swans, а также голландский композитор-минималист, теоретик музыки Вим Мертенс.
Еще более детализированным был "Отсчет утопленников" 1988 года, где рассказ в духе черного юмора о семье убийц был насыщен нумерологическими ссылками, разнообразными по интонации — от обыгрывания образов произведений знаменитых живописцев до отсылок к "Божественной комедии" Данте. В 1988 году «Отсчёт утопленников» был представлен на 41-м Каннском кинофестивале и получил премию «За лучший художественный вклад». Музыка к фильму также написана Майклом Найманом и основана на темах из Sinfonia Concertante in E flat, K364 Моцарта, а оригинал можно услышать сразу после очередного утопления.
Гринуэй также много работал и в жанре документального кино, и одной из его лучших работ стали снятые в 1983 году документальные фильмы об американских композиторах Роберте Эшли, Джоне Кейдже, Филипе Глассе и Мередит Монк для английского телеканала "Channel Four" ("Четыре американских композитора").
Стилю фильмов Гринуэя свойственна тщательная проработка каждого кадра. Гринуэй превращает фильмы в потоки прекрасных картин, и за подобной эстетикой сюжет и проблематика картин теряют свою доминирующую роль. Но это всё же не совсем так. Сюжеты творений Гринуэя и впрямь часто условны, гротескны, нарочито переусложнены, но при тщательном рассмотрении во всех них обнаруживается большая продуманность. Проблематика фильмов Гринуэя не только чётко выстроена, но и глубока. Частыми темами творчества Гринуэя являются проблемы соотношения живого и неживого, хаоса и порядка, прекрасного и отвратительного, симметричного и несимметричного. В творчестве Гринуэя происходит смешение различных стилей искусств.

Предварительная запись на показ:
http://vk.com/event54642442
или по электронной почте:
This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.