9 января, среда, 20:00
Крупным планом. Музыка Эдуарда Артемьева (1984)
(кинопоказ-обсуждение)
ГЭЗОГЛАЗ (фильмы о музыке и музыкантах)
Режиссер: Якжина Т. Г.
Вход – свободный
Эдуард Николаевич Артемьев (род. 30 ноября 1937, Новосибирск) — советский и российский композитор, народный артист России (1999), один из пионеров в области электронной музыки в нашей стране.
Первоначальное музыкальное образование получил в Московском хоровом училище. В 1960 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. А. Шапорина.
В конце 50-х и в начале 60-х работал вместе с инженером Евгением Мурзиным над первым в мире электронным синтезатором, названным в честь Александра Николаевича Скрябина - «АНС», занимался отработкой органов управления и писал композиции для этого инструмента, что во многом повлияло на его дальнейшее творчество.
В то время он писал: "Электронная музыка открывала невероятные перспективы для творчества. Это была настоящая terra incognita. В своей практике композиторы на нее еще не ступали".
Электронные сочинения Артемьева, написанные им в этот период, принадлежат эстетике академического авангарда – он экспериментирует со звуком, раскрывает музыкальные возможности электронных инструментов в создании новых тембров и звуков. Для него "звук - это палитра тончайших и богатейших оттенков красок. Электроника привносит в нее новые качества: особое акустическое звучание, безграничную протяженность, тембровое многоцветие".
Также в этот период он сотрудничает с Андреем Тарковским, и пишет инновационную и полную экспериментов музыку к его фильмам "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер".
Позже, с середины 70-х годов, Артемьев приходит к эстетике «новой простоты», что по его словам, отвечает "более глобальным задачам: ассимиляции стилей, жанров и направлений предшествующей и существующей музыки, а также освоению всего звукового слышимого пространства как акустико-физического феномена".
В настоящее время Артемьев является членом Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президентом основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.
Много работает в кинематографе, является автором музыки более чем к ста сорока кинофильмам. В России работы Артемьева выпущены, в частности, CD-лейблом «Электрошок Рекордз», основанным во второй половине 1990-х годов его сыном Артемием Артемьевым.
«Крупным планом. Музыка Э. Артемьева» - документальный телевизионный фильм, посвященный творчеству композитора Эдуарда Николаевича Артемьева, снятый режиссером документалистом Тамарой Германовной Якжиной к 50-летию маэстро ещё в далёком 1987 году.
В фильме представлены интервью Эдуарда Артемьева, Никиты Михалкова, Олега Янковского, поэтессы Натальи Петровны Кончаловской, композитора Мераба Парцхаладзе, редкие кадры работы маэстро в студии, встреча во Всесоюзном доме грампластинок с любителями и знатоками музыки, членами Московского клуба филофонистов.
Программа показа включает:
1. Вступительное слово
2. Показ фильма
3. Обсуждение: Электронная музыка в советском авангарде.