Select your language

denisov

16 января, среда, 20:00

Эдисон Денисов. Преодоление жизни (2009)
(кинопоказ-обсуждение)
ГЭЗОГЛАЗ (фильмы о музыке и музыкантах)

Автор: Зоя Беляева
Режиссер: Татьяна Андреева
Вход – свободный
Эдисон Васильевич Денисов - русский композитор, музыковед, общественный деятель. Родился в Томске 6 апреля 1929 в семье инженера и первоначально получил образование на физико-математическом факультете Томского университета, одновременно занимаясь в городском музыкальном училище. В 1950 послал несколько своих сочинений Д.Д.Шостаковичу и, получив ободряющий ответ, поступил в 1951 в Московскую консерваторию, в класс композиции В.Я.Шебалина. После окончания консерватории и аспирантуры работал там же, преимущественно на кафедре инструментовки (одно время вел класс анализа и впоследствии – композиции). В последние годы жил и работал во Франции, не порывая, однако, связей с Россией.
Денисов заявил о себе на рубеже 1950-х и 1960-х годов как бесспорный лидер движения, стремившегося воспринять достижения западной современной музыки, в которое также входили А.М.Волконский, С.А.Губайдулина, А.Г.Шнитке, а в республиках – А.Пярт, В.Сильвестров и др.
Денисов оставался до конца дней ведущей фигурой направления, имел много учеников и последователей (в том числе среди выпускников Московской консерватории). Начиная с 1960-х годов он установил прочные связи с представителями авангарда в других странах, способствуя тем самым как знакомству Запада с деятельностью музыкантов, живших в СССР, так и распространению в стране знаний о тенденциях западной музыки; с этого же времени сочинения Денисова часто исполнялись за рубежом и публиковались в западных издательствах. На рубеже 1970-х и 1980-х годов Денисов выступил пропагандистом русского музыкального авангарда 1920-х годов (Н.А.Рославец, В.М.Дешевов, Л.А.Половинкин, А.В.Мосолов и другие); в 1989 создал в Москве Ассоциацию современной музыки (преемницу одноименной международной организации, имевшей в 1920-х – начале 1930-х годов свои отделения в Москве и Ленинграде).
В 1979 году на VI съезде Союза композиторов СССР в отчетном докладе Первого секретаря Союза Тихона Хренникова музыка Денисова подверглась жёсткой критике, и Денисов попал в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 русских композиторов. До начала горбачёвской перестройки официальные советские инстанции чинили препятствия распространению его музыки.
В отличие от большинства советских авангардистов, Денисов творчески был с самого начала сориентирован не на немецкую (Шёнберг, Веберн и их последователи), а на французскую культуру, наиболее крупным авторитетом среди современников для него являлся П.Булез; инструментальное и оркестровое письмо, вообще сонорный облик музыки Денисова, культура звука обнаруживают преемственность с традицией французского импрессионизма. Для его зрелой техники характерно свободное совмещение техник сериализма, алеаторики, сонористики и т.д. Ключевой категорией своей эстетики сам композитор считал понятие «пластики».

В основе фильма «Эдисон Денисов. Преодоление жизни» – интервью с композитором. Своими воспоминаниями о нём  делятся его близкие друзья, ученики и преданные поклонники его творчества. Среди них Юрий Башмет, Юрий Любимов, Софья Губайдулина, Иван Монигетти, Александр Кнайфель, Юрий Каспаров.

Программа показа включает:
1. Вступительное слово
2. Показ фильма
3. Обсуждение: Советский и европейский авангард.