Select your language

retrofantastics

Начало 6 октября, 18:00

ВЕЧЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕТРОФАНТАСТИКИ

Проект «Искусство Кинозвука»

Любой кинофильм является комплексным, коллективным произведением искуcства, далеко не последнюю роль в создании которого играет композитор. Саундтрэк или кинозвук - особое ответвление в музыке. Изначально используемый с целью создания особого настроя или передачи идеи в комплексе с видеорядом, привязанный к визуальным образам и последовательности событий кинофильма, он также в полной мере может являться самостоятельным, образным, музыкальным произведением, создающим у слушателя особые впечатления, далеко не всегда связанные с впечатлениями от самого кинофильма.
Особая роль звука в кино была обнаружена ещё в период его зарождения. Уже во время показа первых немых фильмов их сопровождала фортепианная музыка тапёров, создающая необходимую атмосферу, и первая киномузыка была написана именно для них.
Для кино писали музыку множество известных академических композиторов ХХ века – Филипп Гласс, Эдуард Артемьев, Альфред Шнитке, Софья Губайдуллина; но гораздо большее количество кинокомпозиторов, авторов, в том числе, и академической музыки, осталось в безвестности.
О них и их произведениях вы сможете узнать на кинопоказах в рамках проекта «Искусство кинозвука».

Вечером 6 октября ГЭЗ-21 предлагает вашему вниманию вторую часть программы «Мечты о прошлом» - «Философская ретрофантастика Европы» – два фильма, прочно занявшие свои места в истории мирового кинематографа – великий «Метрополис» Фрица Ланга – первая научно-фантастическая антиутопия, ставшая высшей точкой развития немецкого киноэкспрессионизма; а также авторский проект самого Герберта Уэллса - первый пост-апокалиптический фильм «Облик грядущего».
Эти фильмы были исторически противопоставлены друг другу. Так, перед началом работы над фильмом «Облик грядущего» был составлен меморандум, в котором он резко противопоставлялся «Метрополису»: «…Как общее правило вы должны усвоить себе, что то, что сделал Ланг в „Метрополисе“, прямо противоположно тому, чего добиваемся мы».
В них чувственность немецкого киноэкспрессионизма противостоит холодному разуму британской научной фантастики, романтика науки противостоит высокотехнологичному быту, любовь противостоит войне, экспрессивная музыка Готфрида Хуппертца противостоит академизму Артура Блисса.
Но вместе с тем эти фильмы объединяет общий вопрос социального будущего человека, влияние на него достижений техники и технологий будущего, идея того, что новый мир не может существовать без обновления человека, что актуально и по сей день.

Начало сеанса в 18:00.
Стоимость билетов: 150 рублей предпродажа, 200 рублей в день показа.
Билеты можно приобрести в буфете с 24 сентября.

Метрополис  (Metropolis)  - 1927

Страна: Германия
Режиссер: Фриц Ланг
Сценарий: Теа Фон Харбоу, Фриц Ланг
Операторы: Карл Фройнд, Гюнтер Риттау, Вальтер Руттманн
Композитор:  Готфрид Хуппертц
Художники: Отто Хунте, Эрих Кеттельхут, Карл Фоллбрехт
В ролях: Альфред Абель, Густав Фрёлих, Рудольф Кляйн-Рогге, Фриц Расп, Теодор Лоос, Эрвин Бисвангер, Генрих Джордж, Бриджитт Хельм, Фриц Алберти, Грете Бергер
Продолжительность: 2 часа 28 минут
«Метрополис» - немой художественный фильм Фрица Ланга по сценарию и параллельно написанному роману Теа фон Харбоу,
Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино – его съёмки длились 2 года, а в массовых сценах были заняты около 30 тысяч человек. Несмотря на громкий успех у критиков и вполне приличные сборы, он так и не смог окупить расходы на его производство и едва не стал причиной банкротства студии.
Первоначальная продолжительность фильма составляла 153 минуты. Для проката в США компанией «Paramount» в 1927 году фильм был сокращён почти наполовину, потеряв множество существенных сюжетных линий, а вместе с ними и важные мотивы поступков героев.
В 2001 году под эгидой Фонда Фридриха Вильгельма Мурнау на основе различных сохранившихся вариантов была создана компромиссная версия длиной 117 минут, дающая достаточно полное представление о сюжете фильма, а в 2008 году в одном из музеев кино Буэнос-Айреса были найдены отсутствующие фрагменты «Метрополиса» - около 30 минут фильма, которые были отреставрированы и вмонтированы в новую версию картины. Полную версию «Метрополиса» показали 12 февраля 2010 одновременно на Берлинском кинофестивале и во Франкфурте; фильм сопровождался оригинальной музыкой мастера немецкого киноэкспрессионизма Готфрида Хуппертца в живом исполнении.
Описание: Метрополис - город будущего, разделен на две части. Под землей находятся жилища рабочих, над ними цеха с машинами. В верхнем городе расположены офисы, богатые кварталы и сады развлечений. Вся власть в городе принадлежит магнату Иогану Фендерсону.
 Его сын - Фредер догадывается о несправедливости, царящей в метрополисе. Спустившись в машинную зону, Фредер приходит в ужас: он видит страшного Молоха, пожирающего людей. Не в силах смириться с увиденным, он начинает борьбу со злом.

Облик грядущего (H.G.Wells' Things to Come) - 1936

Страна: Великобритания
Режиссер: Уильям Кэмерон Мензиес
Сценарий: Герберт Джордж Уэллс
Композитор: Артур Блисс
Художники: Джон Армстронг, Рене Хьюберт, Кэтлин Манн
В главных ролях: Рэймонд Мэсси, Эдвард Чэпман, Ральф Ричардсон, Маргаретта Скотт, Седрик Хардвик, Морис Браддель, Софи Стюарт, Деррик Де Марни, Энн Тодд, Перл Эргил
Фильм демонстрируется с русским переводом
Продолжительность:  1 час 31 минута
«Облик грядущего» - английский философско-фантастический художественный фильм Уильяма Кэмерона Мензиса; авторский проект Герберта Уэллса, который написал сценарий по мотивам своей публицистической книги «Облик грядущего», участвовал в подборе актёров, объяснял им задачи на съёмочной площадке, контролировал работу художников по костюмам, утвердил композитором фильма Артура Блисса.
Также «Облик грядущего» также можно считать одним из первых примеров реализации постапокалиптической темы в кинематографе.
Музыку к фильму написал Артур Эдуард Драммонд Блисс - британский композитор, оказавший большое влияние на академическую музыку ХХ века и в 1953 г. удостоенный звания Королевского мастера музыки.
Окончил Королевский колледж музыки, ученик Чарльза Вильерса Стенфорда. Во время Первой мировой войны был пехотным офицером. По возвращении в Англию Блисс быстро стал заметной фигурой в британской музыке благодаря ряду экстравагантных сочинений: Концерту для тенора, фортепиано и струнных (вокальная партия без слов), Цветной симфонии (1922), основанной на идее о наличии звуковых ассоциаций у каждого цвета, и др.
Наиболее известные сочинения Блисса — опера «Олимпийцы» (1949), телеопера «Товия и ангел» (1960), балет «Шах и мат» (1937), симфония «Герои утра» (с чтецом и хором, 1930), концерт для виолончели с оркестром.

Описание: Город Эвритаун, 1940 год. Канун Рождества. Люди готовятся к празднику, на улицах много гуляющих, звучат песни. Но в то же время повсюду рядом с надписями в честь Рождества — на плакатах, расклеенных на стенах, на трамваях, в крупных газетных заголовках — слово «война», «угроза войны», «мир на пороге войны», «европейский ультиматум». Постепенно эти плакаты занимают все поле зрения…