19 декабря, среда, 20:00
Мортон Фельдман – «Трио»
(кинопоказ-обсуждение)
ГЭЗОГЛАЗ (фильмы о музыке и музыкантах)
Вход – свободный
Morton Feldman - Trio (1980)
Режиссер - Тим Чу
Мортон Фельдман - американский композитор и педагог, пионер «неопределённой» музыки. Родился 12 января 1926 года в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из Российской Империи.
Учительницей фортепиано Фельдмана была Вера Морина Пресс, учившаяся у Ферруччо Бузони - пропагандиста новой музыки и автора трактата «Эскиз новой эстетики музыкального искусства», оказавшего значительное влияние на музыкальных реформаторов 1910-20-х гг. Луиджи Руссоло и Эдгара Вареза; и которая к тому же поддерживала дружеские отношения с А. Н. Скрябиным. Первым учителем композиции был американский композитор Уоллингфорд Риггер, получивший образование в Европе, который вместе с композитором Генри Коуэллом, одним из учителей Джона Кейджа, были из окружения Чарлза Айвза - основоположника новой американской композиторской школы 20 века, и являлись самыми радикальными американскими «модернистами» своего времени. Следующим учителем Фелдмана стал Стефан Вольпе - ученик знаменитых композиторов и педагогов начала XX века: Шрекера, Юона, Бузони и Веберна. Учась у Вольпе, Мортон Фелдман становится продолжателем музыкальных реформ начала 20 века и пишет музыку близкую «Новой венской школе».
Фельдман был близким другом Джона Кейджа, который сильно повлиял на его творчество. Он часто посещал встречи Кейджа, где и познакомился художниками, работавшими в направлении «абстрактного экспрессионизма» - Филиппом Густоном и Джексоном Поллоком и поэтом Фрэнком О’Хара, и, влившись в это течение, до сих пор считается представителем «абстрактного экспрессионизма» в музыке.
В 1973 году Фельдмана пригласили преподавать в Университет Буффало, где Фельдман и проработал до самой смерти. Среди его учеников: Джулиус Истмэн — наделенный большим талантом, композитор, пианист и вокалист (участвовал в записях сценических сочинений П. М. Дэвиса), Бунита Маркус и жена Фельдмана — композитор Барбара Монк.
Несмотря на то, что музыка Фельдмана явно оказала большое влияние на произведения композиторов-минималистов и в определённом смысле схожа с ними (в ней присутствуют повторы с незначительными изменениями, статичность формы, медитативность), её отличают совершенно другие стилистические и образные ассоциации и композиторские приёмы - неопределенные ритм и метр, хроматичность, обращение к созвучиям и аккордам.
«Trio» для скрипки, виолончели и фортепиано написано в 1980 году, в период создания Фельдманом монументальных сочинений, длительность которых редко составляла меньше часа (произведения «For Philip Guston» (1984) – около 4 часов и «String Quartet II» (1983) – более 6 часов без перерыва), но является сравнительно небольшим – его длительность всего 102 минуты. В этих произведениях Фельдман обращается к музыкальной памяти слушателя, пытаясь размыть чувство времени и различие между прошлым и настоящим в мелодии.
Исполнители этого произведения, пианистка Аки Такахаши и виолончелист Рохан де Сарам (бывший участник Arditti Quartet) тесно работали с Фельдманом, а скрипач Марк Сабат считается одним из лучших мировых исполнителей произведений Фельдмана.
Программа показа включает:
1. Вступительное слово
2. Показ фильма
3. Обсуждение: Композиторские приёмы в минималистической музыке