Выберите язык

Запись лекции композитора Николая Хруста, прочитанной в рамках круглого стола "Феноменология звука — феноменология музыки" в Музее Звука 2 мая 2016 г.

"ГРАММАТИКИ ЗВУКА"
Феноменология звука — феноменология музыки: Круглый стол. Часть 1-я. Николай Хруст. Про пауков и осьминогов: феноменология музыкальной формы.

Феноменологический метод в изучении визуальной культуры и искусств, пережив, благодаря практикам американского минимализма, небольшой расцвет в 1960-х годах, вскоре уступил свои позиции различным изводам (пост)структурализма. Семиотическая рамка оказалась более удобной для описания поля визуального, дискретного по своей природе, нежели модель потока переживаний. Однако феноменология нашла параллель — и впоследствии прибежище — в дискурсе, который со второй половины ХХ века формировался вокруг звука и музыки. Нерепрезентативность и переменчивый, подвижный характер акустического медиума сделали его идеальным объектом для приложения феноменологического метода. Расцвет интереса к саунд-арту и аудиальной культуре на рубеже веков привел к утверждению феноменологии как основного инструмента звуковых исследований. Ее доминирующее положение в этой области сохраняется и по сей день, несмотря на критику со стороны как систематического музыковедения, так и медиатеории.