Музей Звука является продолжением работавшей с 1999 года Галереи Экспериментального Звука (ГЭЗ-21) — культурной инициативы, занимавшейся созданием, изучением и пропагандой современной экспериментальной музыки, лабораторной работой со звуком, с авторскими музыкальными инструментами и техниками звукоизвлечения. Проект первоначально был задуман как творческая лаборатория для музыкантов, экспериментирующих со звуком, для музыкальных групп, не вписывающихся в мэйнстрим. Первые выступления происходили в атмосфере свободного джема, позже площадка превратилась в концертный зал, ориентированный на программы импровизационной и экспериментальной музыки.
Трудно охарактеризовать стилевое разнообразие музыки, звучавшей в ГЭЗ-21 – фри-джаз, нойз, академическая музыка, пост-рок, минимализм, этника и т. д. В ГЭЗ-21 играли: Н. Судник, В. Гайворонский, В. Волков, Н. Рубанов, В. Тарасов (Литва), «Pink Twins» (Финляндия), Michael Rusenberg (Германия), Mark Stewart, Charles Gayle, Shelley Hirsch (США), Nicolas Field, Marino Pliakas (Швейцария), Serhat Koksal (Турция), Didier Lasserre, Sebastien Capazza (Франция), Phil Niblock (USA) и многие другие.
Основателями ГЭЗ-21 являются композитор и музыкант Николай Судник, директор Техно-Арт-Центра Сергей Бусов, художник и музыкант Александр Лебедев-Фронтов. Первый год арт-директором программы «Галерея Экспериментального Звука / ГЭЗ 21» был Николай Судник. С 2001 по 2007 год Сергей Бусов был одновременно директором и арт-директором ГЭЗ-21. После 2007 года арт-директором ГЭЗ-21 становится музыкант и филолог Андрей Поповский, с 2015 года — пианист и дирижер Дмитрий Шубин.
В 2015 году на базе ГЭЗ-21 был создан интерактивный Музей Звука, включающий в себя редкие и уникальные экспериментальные инструменты, авторские графические партитуры, архивные записи с концертов и звуковую карту Петербурга.
«Название ГЭЗ не очень благозвучно. Русское ухо слышит в нем отзвук гидроэлектростанций, индустриальных шумов и революционного накала. Не знаю уж, в какой степени основатели Галереи Экспериментального Звука музыкант Николай Судник и куратор проектов Сергей Бусов имели в виду эти ассоциации в 1999 году, но ни в индустриальных шумах, ни в революционном накале в ГЭЗ недостатка никогда не было. ГЭЗ для Петербурга стал тем, чем в 80-е годы для Нью-Йорка был знаменитый клуб "The Knitting Factory", а в 90-е для Москвы - “Дом”: лаборатория, творческая площадка, место, где собираются, выступают и слушают музыку те, для кого главное в ней - поиск и эксперимент. Крохотный зальчик под крышей флигеля на заднем дворе дома в центре Петербурга (я не уставал поражаться как туда, через лабиринт едва освещенных арок, подъездов и лестниц умудрялись найти дорогу иностранцы) видел и слышал многое. От джаза до панка, от фольклора до электроники, от белого шума до чистого небесного вокала.» (Александр Кан)