Выберите язык

20 лет назад, 12 мая 1999 года со вступительного слова Сергея Бусова и концерта ЗооГеометрическаяАлеаторика (ЗГА) началась история Галереи Экспериментального Звука 21, ныне также известной как Музей звука.

ГЭЗ-21 не организация, не клуб, не место. Это самый длинный проект Санкт-Петербургского Техно-Арт-Центра, некоммерческой организации культуры, созданной Ирой Актугановой, Аллой Митрофановой и Сергеем Бусовым в 1994 году для реализации проектов в области новых медиа, технологического искусства, арт-активизма.

gez 07Весной 1999 года Сергей Бусов предложил своим партнерам Алле и Ире, которые в ту пору вели проект "Кибер-Фемин-Клуб", поддержать идею композитора Николая Судника и художника Александра Лебедева-Фронтова по развитию некоммерческих музыкальных форматов (нойз, индастриал, импров, электроника). Название проекта родилось из названия предыдущего проекта ТАЦ "Галерея 21", который к 1999 году подошел к своему логическому концу. С 1994 по 1999 год Галерея 21 успела принять Корабль искусств "Штюбниц", представить современное медиа-искусство Птерербурга на фестивалях в Нью-Йорке, Коламбусе и Роттердаме, провести более 300-от выставок и перформансов. Это была славная галерея, но время требовало новых форматов.

Так в мансарде на 7-ом этаже Арт-Центра Пушкинская 10, занимаемой Техно-Арт-Центром, к проекту Кибер-Фемин-Клуба подселился проект Галереи Экспериментального Звука 21. Кибер-Фемин-Клуб поделился ресурсами с новорожденным - купил ему концертный аппарат.

gez 06И началось безумное лето 99-го. ЗГА и СКА, Полина Руновская и Катя Федорова, САДОГИПНОЗ и BARDOCENETICCUBE, Волшебный Мертвец и Твоя Смерть, FAUST и Shirly Hirsh, Эвелина Петрова и Вячеслав Гайворонский, Академия Тишины и Ciclofilidea, Nuclear Losъ и Алексей Шульгин, Академия Тишины и Елочные Игрушки и даже Псой-Короленко. И многие-многие другие. Два концерта в неделю на пределе возможностей слуха, когда весь организм с непривычки замирает в напряженном ожидании. Вход бесплатный, музыканты выступают за пиво и радость общения с публикой и друг-другом. За пультом - арт-директор проекта Ник Судник. При этом Кибер-Фемин-Клуб продолжает свою не менее бурную деятельность: художница Цапля одевает всех желающих в "Магазине путешествующих вещей", феминистки организуют выставки, медиа-активисты занимаются сетевыми проектами под руководством Ольги Левиной и Лены Ивановой, Алла Митрофанова и Ольга Суслова семинарят с философами, Дрели Куда Попало перформансируют. При всем при этом киберфеминистка Актуганова еще в 1998 году завела тут же Интернет-Центр для женщин, и женщины из женских организаций города приходят на семинары и лекции и просто потусоваться в интересном месте. В Общем, было тесно, но весело.

gez 02По словам Николая Судника, миссия ГЭЗа состояла в том, чтобы, во-первых, предъявить обществу звуковые проекты, которым не находилось места на официальных музыкальных площадках и в коммерческих клубах (Судник утверждал, что накопился огромный массив материала, который требует актуализации), а во-вторых, предполагалось, что ГЭЗ станет платформой для общения музыкантов, перекрестного опыления и рождения новых проектов. Судник оказался прав. У нас было ощущение, словно прорвало плотину. Где раньше жила вся эта музыка? Нас затопило бескомпромиссным звуком и энергией молодых команд и виртуозной свободой их старших товарищей.

Так продолжалось до лета 2001 года, пока ТАЦ со своими проектами не переехал во флигель во втором дворе Арт-Центра, где он и находится сейчас. Начался новый этап в истории ГЭЗа еще более увлекательный.

 

Ирина Актуганова