Выберите язык

Александр Кан. ГЭЗ-21 - мекка петербургского музыкального экспериментаторства

Александр Кан

ГЭЗ-21 - мекка петербургского музыкального экспериментаторства

Открывающая первый диск из серии «ГЭЗ-21 представляет» композиция исполняется на крайне необычном составе инструментов – три барабанные установки плюс манипуляции звуковыми объектами и магнитной лентой. На барабанах играют Катя Федорова, Алексей Иванов, Маркус Годвин, над объектами и пленкой колдует Николай Судник а все вместе по первым буквам фамилий музыкантов называется «ФИГС». Запись сделана на концерте в легендарной Галерее экспериментального звука или сокращенно ГЭЗ-21 - мекке музыкального экспериментаторства Санкт-Петербурга.

 Этот альбом и стал поводом рассказать в «Открытой музыке» о работе ГЭЗ-21, а начал я с проекта «ФИГС», не только потому, что он открывает новый альбом. И не только потому, что в «ФИГС» задействован Николай Судник – идейный вдохновитель и творческий мотор «ГЭЗ-21». Но главным образом потому, что «ФИГС» – прекрасный пример плодотворно действующего в ГЭЗе принципа, принципа творческой лаборатории, где объединяются самые разные музыканты. Сам Судник - лидер легендарной группы «ЗГА»; давно уже прижившийся в Питере англичанин Маркус Годвин возглавляет свою группу Noise of Time; Алексей Иванов играет в «Союзе коммерческого авангарда» (СКА) и группе «Надо Подумать», а Катя Федорова – лидер замечательной женской группы «Ива Нова».

«Жинка» в исполнении группы Ива Нова по своей структуре - обычная песня. Но насколько она чужда стандартной песенной округленности. До работы в «Ива Нова» Катя Федорова играла в еще одной женской группе - «Бабслей». А когда Бабслей стал скатываться в эстрадный коммерческий саунд, воспитанная на ГЭЗ-овских традициях барабанщица ушла и восстановила любимое ею панк-фолк-авангардное звучание в новом составе. Гэзовские традиции напрямую связаны с историей происхождения «Галерии экспериментального звука». Стоящее после названия число 21 восходит к тому времени, когда названия галереям давались по номерам квартир, достававшимся им в историческом здании питерского нонконформистского искусства на Пушинской 10. Именно в 21-й квартире Ирина Актуганова и Сергей Бусов основали галерею мультимедийного и электронного искусства. После ремонта здания та старая «Галерея 21» перебралась во флигель, акцент сместился с визуальной электроники на экспериментальную музыку, отсюда и новое название – «Галерея экспериментального звука», но номер, счастливый номер 21 – остался.

Еще один, часто играющий в ГЭЗе состав – «Шумы России». Лидер группы диджей-электронщик Гоша Солнцев придумал беспроигрышный вариант – в построенное на электронной основе звучание группы он ввел приглашенного гостя – солистку ансамбля старинной музыки «Laterna Magica» Ольгу Комок. Очаровательная Ольга не только поет, но и играет на колесной лире – старинном и очень впечатляющем струнном инструменте.

Эксперимент, однако, вовсе не обязательно предполагает смешение стилей столь далеких и, казалось бы, противоположных друг другу как старинная музыка и электроника. Есть здесь группы, придерживающиеся строгой, я бы даже сказал, жесткой традиции импровизационной музыки. У одной из них жесткость и аскетизм подразумеваются даже в названии – «Тоталитарная музыкальная секта». Виталий Кучеров – гитара, Павел Возлинский- барабаны, лидер Дмитрий Каховский – бас.

Само название места – «Галерея экспериментального звука» – настраивает на вполне специфический лад. Даже такие, теперь уже признанные и на фоне гэзовских шумовиков традиционные артисты как трубач Вячеслав Гайворонский, контрабасист Владимир Волков и пианист Андрей Кондаков играют здесь весьма радикальную музыку.

Гайворонский, Волков, Кондаков, как впрочем и Николай Судник и даже Дмитрий Каховский – уже ветераны. Все они неустанно вспахивают ниву музыкального авангарда уже не один десяток лет. После всплеска новоджазовой активности 80-х музыканты, критики и любители этой музыки в один голос сокрушались из-за отсутствия новых имен, недостатка притока свежих сил.

Относительно новый и главное по настоящему свежий голос на питерской импровизационной сцене – ансамбль со смешным названием «Надо Подумать». Рамиль Шамсутдинов –тромбон, Михаил Коловский – туба, Виталий Кучеров – гитара, Алексей Иванов – барабаны.

Хотя «Надо Подумать» как состав относительно молод, участники его уже с добрый десяток лет выступают на джазовой и рок-сцене Петербурга в ансамблях «АукцЫон», «Маркшрейдер Кунст» и других. Но зато по настоящему молоды музыканты ансамбля “Dadazu”, и со свойственным молодости радикализмом считают, что любимая ими музыка свободной импровизации – ничто иное, как новая форма шаманизма — шаманизм постиндустриального общества. Играют Игорь Заливалов – скрипка, Михаил Ершов – бас, Максим Позин - флейта и баритон-саксофон, Павел Михеев – гитара, ударные.

Подлинный шаманизм попыталась принести на сцену «ГЭЗа» Татьяна Калмыкова, выступающая под артистически именем Сваха. Замечательная фольклорная певица, прошедшая практику работы в ансамбле Покровского, Сваха некоторое время выступала в составе группы «Оле Лукойе», а затем стала разрабатывать собственные проекты. В этой записи, точнее в этом концерте на сцене ГЭЗ-21 в апреле 2002 года с нею вместе участвовали тувинские музыканты

Я уже упоминал укоренившегося в Петербурге английского барабанщика Маркуса Годвина. Созданный им здесь состав называется The Noise of Time – Шум времени и вместе с лидером здесь играют духовики «АукцЫона» Николай Рубанов и Михаил Коловский и басистка «Ива Новы» Лена Новикова.

 

https://www.bbc.com/russian/openmusic/gez.shtml

28.04.05