7 ноября, среда 20:00
15-й Фестиваль новой музыки «Длинные Руки» представляет:
Áron Porteleki & Akosh S. (Венгрия) / Николай Судник, Вячеслав Гайворонский
Акош Селевени / Ákos Szelevényi – духовые, перкуссия
Арон Портелеки / Áron Porteleki – ударные, перкуссия, альт
Вячеслав Гайворонский – труба
Николай Судник – звуковые объекты
Билеты: в предпродаже 300 р., в день концерта - 400 р.
Áron Porteleki & Akosh S. (Венгрия)
[новый джаз, свободная импровизация]
Акош Селевени / Ákos Szelevényi – духовые, перкуссия
Арон Портелеки / Áron Porteleki – ударные, перкуссия, альт
Акош Селевени
Акош Селевени родился в Дебрецене в 1966 году. С шести лет изучает музыку в Будапеште: занимается вокалом, флейтой Béres, кларнетом. Одновременно открывает для себя Бетховена и Led Zeppelin, углубляет свои знания в том, что касается традиций сельской культуры, благодаря так называемым “táncház” (места встреч, клубы, собирающие любителей музыки и танца), а также группам Muzsikás и Téka. Затем получает классическое образование по классу фагота. Поёт в рок-группе лицея (обеспечивая таким образом своё куда менее славное отбытие из этого заведения). В 1982 саксофон становится его основным инструментом. Селевени знакомится с фри-джазом, с тем, что делают Колтрейн, Брэкстон, Сесил Тэйлор. Ходит на концерты саксофониста Михая Дреша, благодаря которому находит свой путь и команду музыкантов, идущих по стопам Белы Бартока и Золтана Кодая (речь идет о той же работе с наследием, как и у Muzsikás, но в области импровизационной музыки и нового джаза).
В 1986 году двадцатилетний Селевени вопреки своему желанию эмигрирует во Францию. В Париже встречает музыкантов, записи которых он, живя при коммунистическом режиме, находил с огромным трудом, и деятельность которых стала для него своеобразным руководством в этических, “политических” и духовных поисках. В 1990 году начинается долгий и важный период, когда Селевени создает свою группу, которая получит название Akosh S. Unit, и пишет музыку к пьесам Франсуа Сервантеса для его театра “Антреприза”. В 1991 году записывает свой первый альбом, в 1992 играет и записывается с Дьюи Редманом. Из-за того, что залов, дающих ему возможность играть, очень мало, он ищет другие места, играет преимущественно в барах, формируя альтернативную сеть, создавая культурное движение вдалеке от “искушённой публики”. Его приятель Бертран Канта, вокалист Noir Désir, вместе с Сержем Тиссо-Ге, гитаристом и вторым со-основателем группы, приходит на одно из выступлений Селевени и приглашает его принять участие в записи готовящегося альбома. Вскоре Бертран Канта присоединяется к Akosh S. Unit (не покидая Noir Désir). Группа Акоша С. превращается то в квартет, то в квинтет, то в тентет: например, альбом Èlettér (1998) был записан десятью музыкантами, среди которых – Петер Эри из группы Muzsikás и Роберт Бенко из квартета Михая Дреша.
Тем временем осуществляются все новые и новые проекты: дуэт с Дидье Левале, совместные работы с Noir Désir, дуэты с Жоэль Леандр, eRIKm, ударником и перкуссионситом Жильда Этвенаром… В 2006 году начинается долгое и тесное сотрудничество Селевени, – и как композитора, и как исполнителя, – с хореографом Жозефом Наджем. Они создают ряд спектаклей, в том числе "Sho-bo-gen-zo" для 2 танцоров (Жозеф Надж и Сесиль Луайе) и 2 музыкантов (Жоэль Леандр и Акош С.), показанный в Москве на Международном театральном фестивале им. А.П.Чехова в 2013 году (тогда же состоялось и первое в России выступление дуэта Акоша Селевени с Жоэль Леандр, в КЦ ДОМ).
Арон Портелеки
Барабанщик и альтист Арон Портелеки родился в Будапеште в 1984 году. Участвует в нескольких музыкальных группах, работающих в области свободной импровизации, электроники, джаза и фольклора, а также создаёт музыку для театра и современного танца. Ребёнком он учился играть на особом трёхструнном альте цыган Трансильвании, а позднее брал уроки ударных инструментов у различных венгерских мастеров. Изучал культурную антропологию в Будапештском университете.
Как барабанщика Портелеки интересует импровизация, лежащая за пределами жанров и форм, полагающаяся только на настоящую ситуацию, на текущий момент. Он экспериментирует с возможными связями между различными подходами к импровизации в фольклоре и джазе, разрабатывая в игре на ударных инструментах особый неметрический тип рубато, который происходит главным образом из опыта исполнения Ароном народной музыки на альте, но смешивается также и с традициями фри-джаза.
Арон Портелеки сотрудничал с такими группами, как Muzsikás, Wovenhand, Дети Picasso, участвовал в ряде международных фестивалей, постоянно работает со всемирно известными хореографами и танцовщиками.
https://www.youtube.com/watch?v=9izb_Jehmd4
Николай Судник и Вячеслав Гайворонский (Санкт-Петербург) – презентация альбома “Delikatessen-2”
[индустриальная музыка, свободная импровизация, новый джаз]
Вячеслав Гайворонский – труба
Николай Судник – звуковые объекты
Вячеслав Гайворонский – композитор, трубач, музыкальный теоретик, педагог (среди его учеников – Владимир Волков, знаменитый ныне контрабасист, когда-то участник знаменитого дуэта с Гайворонским, а также композитор Александр Маноцков). Выступает то в трио с Волковым и Кондаковым, то со струнниками Песиным и Якубовским, то как автор симфонических обработок песен Гребенщикова, то с певцом Нилоем Асханом и таблистом Денисом Кучеровым. Музыканты знают его как автора уникальной теоретической и практической системы ладов, объединяющей универсальные, внеисторические свойства разных музыкальных традиций. Единый принцип организации ладов как основы для образования музыкальной ткани во всем множестве ее проявлений Гайворонский описал в книге «У врат храма».
Николай Судник – композитор, создатель звуковых объектов и музыкальных инструментов (таких, как шуламиха, дзирута-вангале, смаргачка, юрманка, отштурха и другие). Его называют «патриархом русского нойза». Проекты: ЗГА, Vetrophonia, ФИГС. Автор музыки для спектаклей Инженерного театра АХЕ: "Пух и Прах", "Белая кабина", "Мокрая Свадьба", "Сине Локо" и других. Основатель Галереи Экспериментального Звука (ГЭЗ-21, как и ДОМ в Москве, – это лаборатория, творческая площадка, место, где собираются, выступают и слушают музыку те, для кого главное в ней – поиск и эксперимент).