27 апреля, четверг, 20:00
ARTEФАКТЫ: Оптомеханический синтезатор Вариотон
Концерты с инструментами Музея Звука
Концерт с использованием созданного в Музее Звука оптомеханического синтезатора «Вариотон», построенного на принципах, разработанных Евгением Шолпо в 30-е гг. в Ленинградской лаборатории графического звука. В концерте 27 апреля Вариотон выступит в качестве ансамблевого и солирующего инструмента. Музыканты Музея Звука раскроют возможности синтезатора и его уникального тембра в сочетании с различными традиционными инструментами.
Участники: Кристине Казарян, Евгений Китаев, Марк Коммер, Георгий Облапенко, Герман Шнайдер.
Вход: 200 р.
Вариофон
Евгений Шолпо – советский инженер, изобретатель, музыкант и искусствовед, один из создателей концепции «рисованного звука» и основатель Ленинградской лаборатории графического звука, куда также входили композитор и музыкальный теоретик Арсений Авраамов; акустик Борис Янковский и оператор мультипликации Николай Воинов.
В 1930 году Шолпо запатентовал идею, а в 1931 году, совместно с композитором, музыковедом и акустиком Г. М. Римcким-Корсаковым, внуком знаменитого композитора, создал прототип электрооптического синтезатора «Вариофон», первый в мире инструмент для создания фонограмм непосредственно с партитуры композитора без участия исполнителей.
Этот прибор позволял синтезировать искусственные звуковые дорожки, допуская возможности получения глиссандо, вибрато, оттенков, изменения силы звука, построения многоголосных аккордов, а также произвольное изменение высоты тона, что позволяло создавать произведения для него в любом из существующих музыкальных строёв, включая микротональные.
Для синтеза звука в нём были использованы вращающиеся диски с вырезанными зубцами и отверстиями, повторяющими форму звуковой волны (так называемый трансверсальный контур), периодически прерывающие луч света, который и формировал очертания звуковой дорожки на двигающейся синхронно кинопленке.
Профиль зубцов диска для некоторых тембров со сложным составом гармонии в то время был трудновыполним путем вырезания зубцов на диске, что приводило к ограничению тембровых возможностей инструмента.
Однако сочетание нескольких дисков с вырезами различных форм позволяло получать практически неограниченное количество различных тембров, как имитирующих звучание реальных музыкальных инструментов, так и не существующих ранее.
Вариофон не был музыкальным инструментом в прямом понимании этого слова, так как сам по себе он не являлся источником какого-либо звука, а для записи и прослушивания музыкальных произведений с его помощью был необходим длительный процесс расчёта и наложения отдельных звуковых дорожек с фиксацией их на киноплёнке и дальнейшее воспроизведение с помощью звукового кинопроектора.
Однако такое техническое решение стало настоящим прорывом, и в 1932-49 гг. с помощью «Вариофона» было создано большое количество искусственных фонограмм с новыми тембрами, в их числе – «Сюита Карбюрация» Георгия Римского-Корсакова (1933) и «Полет Валькирий» Рихарда Вагнера, а также озвучен ряд кинофильмов.
Вариотон
Созданный в Санкт-Петербургском музее звука музыкантом и звукорежиссером Борисом Шершенковым аппарат «Вариотон» является трёхголосным оптомеханичесим синтезатором, построенным на принципах, разработанных Евгением Шолпо в 30-е годы ХХ века в Ленинградской лаборатории графического звука.
Использование нескольких дисковых модуляторов, восстановленных по архивным фотографиям, и непосредственное преобразование модулированного светового потока в звук позволяют услышать звучания, с которыми работали создатели оригинального «Вариофона» на Ленфильме, а сочетая разные модуляторы с гибкими настройками высоты и громкости для каждого генератора и микротональной клавиатурой можно получить собственный уникальный тембр.