1 марта, вт, 19:30
ГРАММАТИКИ ЗВУКА
Михаил Куртов
«Логика невыносимого: синтез звука и садизм»
«...и в тот же миг рывком дернул за веревки. Шестнадцать орудий смерти сработали одновременно, и шестнадцать привязанных к колоннам девушек вскрикнули в один голос и расстались с жизнью...». Так в «Жюльетте» де Сада изображается действие машины, сконструированной московским злодеем Минским. Машину Минского можно назвать первым описанным в истории аддитивным синтезатором.
Что такое синтез звука онтологически? Что означает сама возможность синтезировать звуки, которых еще никогда не было? На эти вопросы призвана ответить теория звукового схематизма и делезовская концепция аффекта как невыносимого. Возникшая в середине XX века новая схема звука покоится на определенной логике аффекта, или невыносимого, которое представлено двумя полюсами — садистическим и мазохистическим. Синтез звука как попытка логического отрицания и физического ограничения звукового континуума связывается в этой схеме с садистской чувственностью.
Михаил Куртов
Философ, медиатеоретик, к.филос.н.
«Грамматики звука»
В средневековом тривиуме под грамматикой понималась наука не только о правилах и принципах языка, но и об изобретении новых способов говорения. Цикл лекций «Грамматики звука» посвящен исследованию различных способов говорения о звуке. Как вообще возможен перевод звука в слово? Какие существуют языки и грамматики для описания и анализа звука? Имеет ли сам звук какие-то универсальные принципы, или же можно говорить только о множестве его исторических грамматик?
Эти вопросы будут служить фоном в выступлениях различных теоретиков — философов, культурологов, социологов, музыковедов, специалистов по естественным наукам. Как и в мире средневекового знания, изучение грамматики звука будет прокладывать дорогу к изучению его логики.
Место проведения лекций — Музей звука (арт-центр «Пушкинская 10»; Лиговский пр., 53).
Периодичность лекций — 2-3 раза в месяц.
Вход бесплатный или по билетам (см. анонсы мероприятий).