Андрей Возьянов: Удовольствие от редактирования

11 марта, пт, 18.15

ГРАММАТИКИ ЗВУКА

Андрей Возьянов. Удовольствие от редактирования: красота и незавершенность в современной работе со звуком

Звук и текст в своей медиальной истории прошли несколько аналогичных этапов. Если развитие фонетической письменности можно соположить изобретению нотации, а печатную машинку — магнитофону, то Microsoft Word и Cubase SX объединяет то, что это приложения-редакторы. Это означает, что производство нового продукта происходит в определенной пространственной разметке, имеющей заданные принципы организации данных, а также набор предлагаемых операций по обработке исходного материала. Все данные или их часть можно подвергать многочисленным и обратимым изменениям/эффектам. В историческом развитии медиа редактирование оказывается всё более простым и привлекательным; авторы опробуют возможности, которые не опробовали бы, если бы лишь следовали некоему аутентичному, «до-редакторскому» творческому замыслу.

Продукт в состоянии редактирования (например, сохранённый в некоем внутреннем формате редактора) — это его нормальное состояние, отклонение от него оформляется лишь «социологически» — посредством публикации. Есть мнение, что редактирование подталкивает к отходу от линейного сочинительства и исчезновению почерка. Культуролог Уолтер Онг предположил, что само по себе письмо — технология, реструктурирующая мышление. По замечанию музыканта-программиста Маркуса Поппа, набор возможностей, заложенных в синтезатор инженером, задаёт (и ограничивает в числе) сценарии творчества. В то же время, сегодняшние интерфейсы для звукотворчества наследуют предшественникам и отражают сложившиеся конвенции понимания аудио-объектов и аудио-состояний. Рассмотрение таких интерфейсов помогает, с одной стороны, прояснить правила и признаки «содержательных» параметров аудиоредактуры (каким манипуляциям предлагается подвергать звук и как формулируется это предложение?), с другой стороны — получить «рабочие ответы», касающиеся формальных параметров (какие аудио-продукты ожидаются на входе в программу-редактор и на выходе из неё?).

Этому «глоссарию» звуковой цельности, (не)завершенности и красоты будет отведена основная часть лекции. Во второй части лекции речь пойдёт о пересечениях в развитии и вероятном потенциале взаимообогащения аудио- и текстовых редакторов. Чем схожи процессы написания трека и статьи? В чем различия ремикс-культур звука и текста? Какое место занимает саунд-продакшн 2.0 в эпоху Google Docs и Wikipedia, ломающих конвенциональные представления о завершённости и авторстве?

Андрей Возьянов — антрополог, аспирант Регенсбургского университета (Германия).

Вход свободный