Выберите язык

15 июня, 19:30

ГРАММАТИКИ ЗВУКА
Алексей Косых. Артефакты звуковых практик прошлого

Каким образом организованный людьми звук (если воспользоваться общим определением музыки антрополога Джона Блэкинга) отпечатался в произведенных ими артефактах? Какие следы и свидетельства звуковых практик в обществах отдаленного прошлого известны нам сегодня, и что они могут дать для понимания роли звука в жизни этих обществ? Где заканчивается история музыки и начинается этнография и археология звука?
То, что вот-вот станет историческим разделом sound studies, появилось на пересечении археологии музыки (изучение доисторических и древнеисторических музыкальных культур), палеорганологии (изучение музыкальных инструментов древности), палеоакустики (изучение акустики освоенных/созданных древним человеком пространств) и в меньшей степени иконографии музыки (изучение визуальной репрезентации музыки) и музыкальной палеографии (дешифровка и изучение древних музыкальных рукописей).

В последние годы исследователи, занимающиеся древнеисторическими и доисторическими обществами, все чаще заменяют понятие «музыка» (и связанные с ним) понятиями «организованный звук», «звуковая практика», «звуковое орудие». Хотя археология звука, палеорганология и палеоакустика абсорбируют элементы классических дисициплин (физическая акустика, психоакустика, органология) однако, как и в случае с изучением неевропейских музыкальных культур, теория европейской классической музыки видится недостаточной для объяснения мирового диахронического многообразия манипуляций со звуком и уступает место этномузыкологическому и антропологическому подходам.

Иллюстрируя современное состояние исследований, лектор остановится на примере из области палеорганологии. Речь пойдет о лурах (скандинавская разновидность труб): звуковых инструментах, использовавшихся обитателями доисторической Северной Европы в эпоху бронзы (ок. 1500–500 до н.э.). Археологические находки этих инструментов известны уже более 200 лет и почти столько же времени являются объектами пристального изучения. Хотя археологи (в том числе и археологи звука), в общем-то, разделяют мнение, что современная археология больше интересуется людьми и их культурой, чем самими по себе вещами, основным источником изучения невидимых молчаливых обществ прошлого являются оставленные ими артефакты, следы, свидетельства, фрагменты. Именно артефакты, следы и их контексты выступают посредниками между современным и древним человеком.

____________

Алексей Косых — независимый исследователь, окончил кафедру археологии и магистерскую программу по мифологии и фольклористике СПбГУ; специализируется в области sound studies, истории материальной культуры, археологии музыкальных инструментов Северной Европы, иконографии музыки; участник конференций, организованных International Study Group on Music Archaeology, ICTM Study Group on Iconography of the Performing Arts, Nordic Theoretical Archaeology Group, научный консультант выставки «ARCHAEOMUSICA. Exploring the Sounds and Music of Ancient Europe» (Истад, Швеция, 2016 — Рим, Италия, 2017).