gubaydulina

29 января, среда, 20:00
Сад радости и печали. София Губайдулина (2001)
(кинопоказ-обсуждение)
ГЭЗОГЛАЗ (фильмы о музыке и музыкантах)

Режиссер: Андрей Торстенсен
Вход – свободный
София Асгатовна Губайдулина – советский и российский композитор, с 1991 года живёт в Германии. Автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема.
В 1954 году окончила Казанскую консерваторию по классу композиции А.С.Лемана и классу фортепиано Г.М.Когана, затем поступила в Московскую консерваторию, которую окончила в 1959 по классу композиции Н.И.Пейко, и затем занималась в аспирантуре у В.Я.Шебалина. До начала 1990-х годов жила в Москве на положении «свободного художника»; в 1969–1970 работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки; сотрудничала с разными киностудиями. С начала 1990-х годов живет в Германии. Лауреат ряда иностранных и российских премий, почетный член берлинской Академии искусств.
Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Востока. Этому способствует и ее происхождение из русско-татарской семьи, жизнь сначала в Татарии, потом в Москве.
Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в середине 60-х гг., начиная с «Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных», наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного ансамбля инструментов. В 70-е гг., не увлекшись ни стилем "новой простоты", широко распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым активно пользовались ведущие композиторы ее поколения (А. Шнитке, Р. Щедрин и др.), - Губайдулина продолжала поиск в области звуковой выразительности (например, в «Десяти этюдах для виолончели») и музыкальной драматургии.
Стиль Губайдулиной свободен, подвижен и не принадлежит ни к "авангардизму", ни к "минимализму", ни к "новой фольклорной волне" или какому-либо иному современному течению, он ярок и индивидуален. Характерные черты её почерка – высокая духовная концентрация, стремление к архитектоническому совершенству формы, чуткость к тембровости, к звуку как таковому. По ее собственным словам, музыка 20 в. «часто обращается к нематериальным процессам, доходя порой до порога молчания»
В основе фильма Андрея Торстенсена «Сад радости и печали. София Губайдулина» - интервью с композитором, где она рассуждает о современном искусстве, о состоянии общества, о духовности и прагматизме, о творчестве и женском начале. В фильме принимают участие также певица Татьяна Бондаренко, контрабасист Александр Суслин, ударник Марк Пекарский, включены интервью в доме Софии Губайдулиной в предместье Гамбурга, а также съемки в Гамбурге, Казани и Москве. Использованы фрагменты записей "Висельных песен" Губайдулиной, а также "Offertorium" - концерта для скрипки с оркестром, "In croce" - для баяна и виолончели, "Сад радости и печали" - для альта, флейты и арфы, "Ступени" - для симфонического оркестра.

Программа показа включает:
1. Вступительное слово
2. Показ фильма
3. Обсуждение: Советский авангард как отдельное направление академической музыки.