Выберите язык

cage

26 декабря, среда, 20:00

Джон Кейдж – Произведения для фортепиано, часть 7
ГЭЗОГЛАЗ (фильмы о музыке и музыкантах)

Вход – свободный

 The Complete John Cage Edition, Volume 34 - The Piano Works 7 (2006)
Кинопоказ-обсуждение
Впервые на русском языке – перевод субтитров специально для ГЭЗ-21.

Джон Милтон Кейдж - американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник; родился 5 сентября 1912 в Лос-Анджелесе, умер в Нью-Йорке 12 августа 1992.
Пионер в области алеаторики и электронной музыки, одна из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ-ого столетия.
Среди его учителей был экспериментатор Генри Коуэлл и крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, основоположник Новой Венской школы Арнольд Шёнберг, известные своими радикальными новшествами в музыке. Также большое влияние на композитора оказала его увлечённость восточной философией и дзен-буддизмом, согласно которому природа не имеет внутренней структуры, или иерархии явлений. На него оказали также влияние современные теории взаимосвязи всех явлений, развивавшиеся социологом М. Маклюэном и архитектором Б. Фуллером. В итоге Кейдж пришел к музыке, которая включала в себя элементы 'шума' и 'тишины', использовала естественные, 'найденные' звучания, а также электронику и метод случайности, который стал предтечей алеаторики - метода сочинения музыки, при котором часть процесса создания музыкального произведения (включая и его реализацию) подчинена более или менее управляемой случайности.
Неудовлетворенный ограничениями, налагаемыми традиционной западной тональной системой, он начал создавать композиции с включением звуков, источниками которых были не музыкальные инструменты, а разные предметы, окружающие человека в повседневности, погремушки, хлопушки, а также звуков, порождаемых такими необычными процедурами, как, например, погружением вибрирующих гонгов в воду. Он также одним из первых стал использовать специфические звучания и особые возможности изменения традиционных звучаний, получаемые при работе с магнитофоном.
В 1938 году Кейдж создал одно из известнейших своих изобретений – препарированное (подготовленное) фортепиано, между струн которого помещались различные предметы, что приводило к изменению звучания инструмента. Для него он написал многочисленные произведения, в том числе некоторые концертные пьесы, самыми известными из которых являются Сонаты и Интерлюдии, написанные в 1946-48 годах.
«Произведения для фортепиано, часть 7» - 34 том в полном издании произведений Джона Кейджа, посвящённый препарированному фортепиано. На показе будут продемонстрированы два короткометражных документальных фильма о создании и настройке этого инструмента с участием пианистки Маргарет Ленг Тан, которая долгое время работала вместе с Кейджем и является одной из известнейших исполнительниц его произведений, а также показ-прослушивание Сонат и Интерлюдий в её исполнении. Фильмы демонстрируются с субтитрами, впервые на русском языке (перевод выполнен специально для ГЭЗ-21).

Программа показа включает:
1. Вступительное слово
2. Показ фильма «John Cage’s Prepared Piano»
3. Показ-прослушивание Sonatas and Interludes (1946-48)
4. Показ фильма «John Cage’s Box of Preparations»
5. Обсуждение: Музыкальный минимализм в контексте эпохи.