3 ноября, вт, 20:00
Electroacoustic Sessions Vol.XII
Dancing CSound
Николай Рубанов / Салават Сафиуллин
Нколай Рубанов - духовые, Ambisonic-choreography, CSound;
Салават Сафиуллин - гитара, электроника
С одной стороны, это концерт, с другой - исследовательская работа, в которой изучается еще один компонент современного звукового языка - позиционирование звука, или пространственная характеристика звукового поля, или пространственная динамика звука.
Музыканты создают звуковые объекты, которые существуют и перемещаются в звуковом пространстве.
Важным выразительным средством современной музыки является его пространственная характеристика, которая описывает не просто статичную локализацию звукового объекта, но динамическую, изменяющуюся во времени. Движение звуковых объектов или их хореография - важная составная часть современной музыки.
Современные технические возможности позволяют интерактивно работать с локализацией звуковых объектов в реальном времени. Это не только, точнее, не столько удачный иллюстративный эффект (например, кинематографический - слева, справа, сзади, спереди), но мощный творческий элемент, позволяющий придать музыкальному звуковому полю большую выразительность.
Это открывает новые возможности как в создании звуковых объектов, так и в их воспроизведении.
В отличие от традиционной концепции "живого" концерта, во время которого, звук ассоциируется с исполнителем и его инструментом, и локализуется по местоположению исполнителя и его инструмента, причем локализуется статически, во время Ambisonics концерта происходит разделение между местоположением исполнителя (инструмента) и самим звуком, звук превращается в динамический звуковой объект и к временным и тембральным характеристикам этого звукового объекта добавляются пространственные характеристики.
Образуется звуковое пространство или звуково0е поле, которое на является статичным, но динамическим, и пространственная динамика наряду с музыкальной динамикой (громче-тише), временной динамикой (пауза, дольше-короче), а также тембральной динамикой, расширяет арсенал выразительных средств.
Проект реализован в акустической среде, состоящей из 8-канальной системы воспроизведения звука, позволяющей создать в данном конкретном случае двухмерное звуковое пространство, звуковой карты и компьютера, на котором происходит обработка (пересчет) параметров звукового поля, в котором музыкальные, или звуковые, объекты будут появляться, существовать какое-то время и исчезать по воле двух музыкантов - Салавата Сафиуллина и Николая Рубанова
Проект реализован в форматах Ambisonics и VBAP (Vector based amplitude panning) в программной среде Csound и будет исполняться и обрабатываться в реальном времени.
______________________
Csound — язык программирования для работы со звуком. Программа-компилятор Csound написана на языке C, создатель — композитор Барри Веркоу (Barry Vercoe), сотрудник Массачусетского технологического института.
Основные области применения Csound — синтез звука и обработка звуковых сигналов. Благодаря открытости исходных кодов программа портирована на большое количество платформ, в том числе Microsoft Windows и GNU/Linux.
По языку программирования Csound с периодичностью в два года проходит специализированная международная конференция. Первая International Csound Conference проходила в Гановере (Германия) в 2011 году, вторая - в Музыкальном колледже Беркли (Бостон, США) в 2013. Третья конференция состоялась в России, в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, и именно на ней был впервые представлен проект Николая Рубанова и Салавата Сафиуллина Dancing CSound.