Выберите язык

ПЕРВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИМПРОВИЗАЦИОННОЙ МУЗЫКИ REMUSIK.ORG

С 23 мая по 7 июня 2022 года состоится ежегодный крупнейший форум современной музыки в России, IX Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки (художественный руководитель — композитор Мехди Хоссейни), который проводит центр современной музыки «reMusik.org». Двухнедельный фестиваль представит публике более 70 событий, которые пройдут на лучших музыкальных площадках Санкт-Петербурга.

В рамках программы фестиваля reMusik.org впервые будет представлена Лаборатория импровизационной музыки. Импровизационная музыка в настоящее время практически неотделима от других областей современной музыки — импровизация является существенным элементом композиторской практики, электроакустической музыки, электроники, саунд-арта. Основные задачи лаборатории — введение в импровизационную музыку, создание представления о языке и возможностях современной импровизации.

 Александр Лебедев-Фронтов

Плохие новости. 

9 января 2022 г. ушел из жизни музыкант и художник Александр Лебедев-Фронтов. Ему был 61 год. Он был одним из основоположников в России таких жанров, как нойз и индастриал, и одним из основателей Галереи Экспериментального Звука 21 (теперь Музей Звука).

Лаборатория пространственной музыки

В Музее Звука начала работать Лаборатория пространственной музыки, нацеленная на представление актуальных поисков и экспериментов, связанных с пространственным звуком в самых разных его проявлениях. Сфера интересов лаборатории включает в себя представление многоканальной музыки, эксперименты с локализацией источников звука в пространстве, опыты в области бинаурального представления звука и многое другое.

Под пространственной музыкой обычно понимается музыка, которая намеренно использует локализацию звука как композиционный прием. Пространственный звук связан, в частности, с электроакустической музыкой, обозначая проекцию и локализацию источников звука в физическом или виртуальном пространстве или пространственное движение звука в пространстве. В рамках Лаборатории предполагается проведение концертов многоканальной музыки, пространственных саунд-инсталляций, представление работ, созданных с использованием AR- и VR-технологий.

NEW PHONIC MANIFEST 2021

NEW PHONIC MANIFEST Festival 2021
Фестиваль импровизационной музыки для духовых инструментов
Музей Звука, 11-12.02.2021

11-12 февраля в Музе звука прошел первый фестиваль NEW PHONIC MANIFEST, организованный Музеем Звука и Санкт-Петербургским импровизационным оркестром, в котором приняли участие Игнат Хлобыстин, Николай Рубанов, Алекс Зендер, Владислав Быстров (Германия, онлайн), Владимир Лучанский, Алексей Круглов (Москва, онлайн), Соня Скобелева, Максим Позин, Константин Оганов, Алексей Горшков.

17 октября на Пушкинской 10 состоится открытие фестиваля EPICENTROOM 2020, в рамках которого пройдет масштабная программа выставок, концертов, перформансов при участии более 50 художников и музыкантов. 

В этом году внимание организаторов фестиваля сфокусировано на звуке как универсальном языке высказывания. Выставки графической нотации, звуковые перформансы, саунд-арт, современная академическая, электроакустическая и импровизационная музыка заполнят музеи и галереи крупнейшего арт-центра Санкт-Петербурга.

Sound Museum VR 360

Наши друзья и партнеры, студия SONORUM SCIENTIA, запустили новый проект. Это SONORUM SCIENTIA In Loco - VR-экскурсии по местам, связанным с историей и современной музыкальной жизнью Петербурга. И первый выпуск в рамках проекта посвящен Музею звука. Это VR-экскурсия по музею, снятое на камеру с обзором 360 градусов и с пространственным звуком в формате Ambisonic.

Video by SONORUM SCIENTIA

Имитировать прошлое или конструировать будущее

Журнал "Музыковедение" опубликовал статью Татьяны Цветковской "Имитировать прошлое или конструировать будущее", которая посвящена изучению современных моделей музыкального музея. Что хранит, изучает и представляет музыкальный музей, как и где осуществляет он свою деятельность? В 1937-м году американский композитор Джон Кейдж выражал удивление по поводу желания изобретателей электронных музыкальных инструментов имитировать образцы прошлых веков и призывал «конструировать будущее». Сегодня речь идет не только о создании новых музыкальных инструментов (в том числе, в музейных целях), но о смене музейной парадигмы – отказе от традиционной «статической» в пользу «динамичной» модели, которая «могла бы представить музыку не как завершенное произведение искусства, но как процесс».

MUSIC PRODUCTION: Краткий курс

С 12 по августа в Музее Звука начинается 5-ти дневный курс по музыкальному продакшну, который будет проводиться в онлайн формате с использованием программы Zoom.

В течение 5-ти дней мы будем делать музыку с помощью компьютера, изучать принцип работы и функциональные назначения в синтезаторах и сэмплерах, научимся работать так, чтобы программа сама подсказывала новые идеи и т. д.

Курс ведет АЛЕКСАНДР ЗАЙЦЕВ - первый известный за пределами страны российский представитель интеллектуальной электронной музыки, участник IDM-группы ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ, 2H COMPANY и группы СБПЧ.

ПРОГРАММА SOUND MUSEUM ONLINE

С апреля 2020 мы запустили программу онлайн-трансляций концертов экспериментальной, импровизационной, электронной музыки. Это не записи прошедших концертов - все трансляции проводятся в режиме live. В сложившейся в связи с COVID-19 ситуации интернет-вещание оказывается для музыкантов единственно возможным способом высказывания.

Все трансляции проводятся по адресу: http://youtube.com/soundmuseum

В соответствии с постановлением правительства СПб от 18.03.20 №121 Музей Звука ВРЕМЕННО ЗАКРЫТ для посещения.

Экспозиция музея и концертная программа продолжат свою работу, как только это станет возможным.
Мы планируем проведение специальной программы онлайн-концертов. О режиме работы и новостях будем сообщать по мере поступления информации.

 Это не та музыка, которая стремится к популярности

Татьяна Комарова (TJournal)

«Это не та музыка, которая стремится к популярности»: как работает единственный импровизационный оркестр в России. Путь от локального события до культурного феномена, рассказанный создателями и участниками.

Игоря Поцукайло."Звуковой объект N 12".

Коллекция Музея звука пополнилась новым звуковым объектом!

Игоря Поцукайло."Звуковой объект N 12".
Дерево, металл.
2019

Объект был создан специально для Международного аудиовизуального фестиваля EPICENTROOM, проходившего в сентябре 2019 г. в арт-центре "Пушкинская-10".

Для получения звука необходимо поднять наверх шайбы по штанге с резьбой и отпустить, шайбы под действием земного притяжения будут опускаться и издавать звук. 

Продолжительность движения всегда одинаковая, что позволяет использовать данный метод для отсчета промежутков времени.

ШКОЛА ИМПРОВИЗАЦИОННОЙ МУЗЫКИ

МУЗЕЙ ЗВУКА объявляет об очередном наборе (сезон 2019-20) слушателей в Школу импровизационной музыки.

Школа импровизационной музыки работает при Музее Звука (ГЭЗ-21) с 2013 г., являясь единственной в России школой подобного рода. Программа Школы рассчитана на 1 год. Учебный процесс строится как серия лекций, воркшопов и открытых концертов. Основной блок занятий - еженедельно по понедельникам в вечернее время в помещении Музея Звука. 

Заявки принимаются до 12 ноября 2019 г.
Начало занятий - 18 ноября.

Международный аудиовизуальный фестиваль EPICENTROOM

Музей Звука - одна из площадок Международного аудиовизуального фестиваля EPICENTROOM, который состоится в Арт-центтре "Пушкинская-10". 

Искусство новых медиа, саунд- и видео-арт, перформансы, радикальные течения современной музыки. Более 50 художников и музыкантов из Бельгии, Германии, Перу, России, Франции, Швейцарии, Швеции, Эстонии и других стран. 
На два дня (28-29 сентября) EPICENTROOM преобразует территорию арт-центра в единое аудиовизуальное пространство, в площадку тотального аудио-видео-перформанса с масштабной концертной программой.

Знаменитые цистерны Канонерского острова возродятся, чтобы спеть в Музее Звука

Знаменитые цистерны Канонерского острова возродятся, чтобы спеть в Музее Звука

Уничтоженные несколько лет назад ради строительства ЗСД цистерны Канонерского острова напомнят о себе в арт-центре «Пушкинская-10» сегодня, 30 мая 2019 года. В «Музее Звука», бывшей «Галерее Экспериментального Звука (ГЭЗ-21)» саунд-артисты из Дании и Петербурга представят программу, построенную на записях из легендарных ржавых бочек высотой с многоэтажный дом.

ГЭЗу / МУЗЕЮ ЗВУКА - 20 ЛЕТ!

20 лет назад, 12 мая 1999 года со вступительного слова Сергея Бусова и концерта ЗооГеометрическаяАлеаторика (ЗГА) началась история Галереи Экспериментального Звука 21, ныне также известной как Музей звука.

ГЭЗ-21 не организация, не клуб, не место. Это самый длинный проект Санкт-Петербургского Техно-Арт-Центра, некоммерческой организации культуры, созданной Ирой Актугановой, Аллой Митрофановой и Сергеем Бусовым в 1994 году для реализации проектов в области новых медиа, технологического искусства, арт-активизма.

"СКРИПА - НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ в коллекции авторских инструментов

НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ в коллекции авторских инструментов Музея Звука!

Скрипа. Автор - Марк Коммер. 2018.

Инструмент, названный автором "скрипа" - это, по сути, "подготовленнная" скрипка, совмещающая разнообразие тембровых возможностей с классическими приемами звукоизвлечения. Инструмент пока еще не представлен в экспозиции, но уже используется в рамках различных проектов.

Николай Судник: «То, что мы делали — хорошо организованный шум»

Интервью для портала SYGMA (Евгений Китаев)

Николай Судник, «отец советского индастриала», основатель коллектива «ЗГА», один из основателей Галереи Экспериментального Звука ГЭЗ-21 — легендарная личность в кругах экспериментальной музыки, и не только российской. Читайте интервью с ним, сделанное в марте 2017 года, — о его взглядах на арт-нойз и импровизацию, истоках советской индустриальной сцены, самодельных музыкальных инструментах и Киркорове в пустыне.

Евгений Шолпо у приборов. 1949

Новые поступления в коллекцию Музея Звука: фотографии Евгения Шолпо из семейного архива

Евгений Шолпо (1891-1951) - музыкант и изобретатель, автор легендарного синтезатора ВАРИОФОН. В 1920-х годах Шолпо, Авраамов, Цехановский и другие новаторы работали над концепцией «рисованного звука»: мелодии создавались посредством создания графики звуковых дорожек на киноплёнке. В 1931 году Шолпо сконструировал музыкальный инструмент, получивший название «вариофон» и представлявший собой оптический синтезатор. Музыка записывалась на движущуюся 35-мм плёнку с помощью вырезанных зубчатых дисков разной формы, изменявших очертания звуковой дорожки (т.н. трансверсальный контур), и трансмиссии, позволявшей синхронизировать контур и подачу плёнки. При демонстрации киноплёнки начинала проигрываться музыка. Инструмент был уничтожен во время бомбардировки блокадного Ленинграда.

Журнал MOONCAKE опубликовал интервью с дирижером Санкт-Петербургского импровизационного оркестра (St.Petersburg Improvisers Orchestra) и куратором Музея Звука Дмитрием Шубиным. Разговор о Музее Звука, Санкт-Петербургском импровизационном оркестре и Школе импровизационной музыки. 

Изучение импровизации: Интервью с Салаватом Сафиуллиным

Встретились с Салаватом Сафиуллиным (он же Сэл) в его комнате на Петроградке. Из убранства — гитара, несколько картин, ноутбук, одежда, неаккуратно сложенная на стуле; в окне — недостроенная церковь Ксении Петербургской. До начала интервью, пока соседи-аутсайдеры ищут хоть какой-нибудь телефон с возможностью записи звука, говорим о различии традиционного и современного искусства, традиционного и современного мировосприятия. Но вот телефон нашёлся — и непринужденные культурологические изыскания тут же уступают место разговору о музыке.

МУЗЕЙ ЗВУКА НА ФЕСТИВАЛЕ CROSSART

С 30 сентября по 5 октября в рамках фестиваля CROSSART в Музее современного искусства ЭРАРТА будет показана подготовленная нашим музеем выездная выставка "ГРАФИКА ЗВУКА".

ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ «ПОТРОГАТЬ ЗВУК»

Информагентство "Северная Звезда" о событии, которое Музей Звука подготовил совместно с Государственной библиотекой для слепых и слабовидящих и которое состоится уже 22 сентября.

ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ «ПОТРОГАТЬ ЗВУК»
Чем занимается современная музыка? Чем она отличается от классической музыки? Что такое импровизация сегодня? Возможно ли "потрогать" звук?

Сегодня прошел первый концерт нового сезона в бывшем ГЭЗе, который теперь стал Музеем Звука. Замечательно прошел. Из приятного - участие многих выпускников Школы импровизационной музыки (а выпустили мы уже два курса и, кстати, до конца сентября идет набор на курс 2015-2016).

Кусочек «звуконеформатной» реальности

Статья о Музее Звука на сайте cityspb.ru

Кусочек «звуконеформатной» реальности: новый музей Звука в Петербурге

В двух шагах от шумного Лиговского проспекта и не менее беспокойного Невского 1 сентября открылся новый музей Звука. Впрочем, это не совсем новое образование, а логичное продолжение уже существующей на протяжении 16 лет Галереи Экспериментального Звука (ГЭЗ-21).

ATTENTION!

Мы еще напишем много и подробно, но сейчас - самое главное.

В течение сезона 2015-16 гг. Галерея Экспериментального Звука (ГЭЗ-21) будет постепенно трансформироваться в МУЗЕЙ ЗВУКА. Музей является органическим продолжением работающей с 1999 года Галереи Экспериментального Звука — культурной институции, занимающейся созданием, изучением и пропагандой современной экспериментальной музыки, лабораторной работой со звуком, с авторскими музыкальными инструментами и техниками звукоизвлечения.

Александр Кан. ГЭЗ-21 - мекка петербургского музыкального экспериментаторства

Александр Кан

ГЭЗ-21 - мекка петербургского музыкального экспериментаторства

Открывающая первый диск из серии «ГЭЗ-21 представляет» композиция исполняется на крайне необычном составе инструментов – три барабанные установки плюс манипуляции звуковыми объектами и магнитной лентой. На барабанах играют Катя Федорова, Алексей Иванов, Маркус Годвин, над объектами и пленкой колдует Николай Судник а все вместе по первым буквам фамилий музыкантов называется «ФИГС». Запись сделана на концерте в легендарной Галерее экспериментального звука или сокращенно ГЭЗ-21 - мекке музыкального экспериментаторства Санкт-Петербурга.