Выберите язык

Человеческое и животное внутри нас

9 января, сб, 15:30

ФИЛОСОФСКОЕ КАФЕ
Анатолий Власов "Человеческое и животное внутри нас"

Рассматривается книга итальянского философа Джорджо Агамбена «Открытое. Человек и животное», опубликованная в 2002 г.


Человеческая жизнь, не являясь ни субстанцией, ни сущностью, формируется как процесс производства человеческого через приостановку нечеловеческого, животного внутри и вне человеческого.
Человек возникает не через объединение, а через разъединение человека и животного, и «открытое», граница, отделяющая человеческое от нечеловеческого, постоянно менялась в ходе исторического процесса человечества.

Homo sapiens – это антропоморфное животное, и как следствие, антропологическая машина по его производству, констатируя отсутствие сущности у человека, удерживает его в подвешенном состоянии между его животным и человеческим состояниями. На вопрос «Что есть человек ?» ответ, согласно Хайдеггеру, состоит в следующем: «Это животное, которое научилось скучать.»

Согласно модели «диалектической приостановки» Беньямина самое важное для становления человеческого это то, что есть «между» человеком и животным, интервал между ними. Поэтому вместо базового принципа Хайдеггера относительно бытия «Позволить бытие», принцип Беньямина заключается в следующем: «Отпустить бытие». Агамбен вслед за Беньямином делает акцент на понятии «открытого», на том пространстве нейтральности и пустоты, пространстве чувствующей нейтральности, которое разделяет человека и животного, на объединении человека и животного через их несовпадение.

В своем прогнозе на будущее Агамбен предполагает, что если антропологическая машина остановится, то появятся новые создания, живые существа, ни человеческие, ни животные, жизнь которых разворачивается вне бытия, вне знания. Вместо улучшения антропологической машины, человеку необходимо сосредоточиться на нейтральной пустоте, разделяющей человека и животного, войти в нее, приостановить приостановку. Человеку как животному, которое научилось скучать, предстает стать животным, которое скучает от скуки.