Вокальные утопии Элен Смит и неидиоматическая импровизация

13 апреля, ср, 19:30

Артур Видал. Вокальные утопии Элен Смит и неидиоматическая импровизация
Пятая лекция в рамках цикла "ГРАММАТИКИ ЗВУКА"

Лекция пройдет на английском языке с переводом.
____________

Определение, положение пределов — одна из основных функций языка, в то время как звук принципиально переменчив и трансгрессивен. Какие стратегии можно использовать в этой ситуации, чтобы говорить о звуке? Существует ли такой язык, структура которого сходна со структурой звука? Иными словами, возможно ли говорить о звуке языком самого звука? Эти вопросы рассматриваются в лекции на примерах глоссолалий Элен Смит и неидиоматической импровизации.

Понятие неидиоматической импровизации было предложено Дереком Бейли. С его помощью музыкант хотел подчеркнуть своеобразие свободной импровизации, возникшей в 1960-е годы в постиндустриальных странах. Бейли утверждал, что в отличие от других импровизационных традиций — джаза, фламенко и т.п. — музыканты, обращавшиеся к свободной импровизации, сумели разработать свои собственные языки, свободные от заимствования существующих идиом. В сфере речевых практик эти языки находят параллель в текстах-глоссолалиях знаменитой спиритистки Элен Смит, оказавших большое влияние на автоматическое письмо сюрреалистов. Созданный Смит «марсианский» язык также не был связан с какими-либо известными способами коммуникации.

Языки глоссолалии и неидиоматической импровизации являются, по выражению Мишеля де Серто, «вокальными утопиями» — чистой речью, не требующей интерпретации — что делает их соприродными феномену звука в целом.
____________

Лектор – Артур Видал (Artur Vidal), музыкант, аудиохудожник, медиа-исследователь; докторант Центра научно-творческих исследований саунд-арта (CRiSAP) Лондонского Университета искусств

http://www.arturvidal.com 

ВХОД СВОБОДНЫЙ

https://www.facebook.com/events/220469111653601/