stalker

11 января, пятница, 20:00

Сталкер  (1979)

Фильм Андрея Тарковского с музыкой Эдуарда Артемьева
(кинопоказ-обсуждение)
Проект «Искусство кинозвука»
Вход – 100 р.
В шестидесятые годы, на заре зарождения электронной музыки, острая дискуссия вокруг неё осложняла и без того ограниченные условия для ее развития.
Большую роль в развитии электронной музыки в нашей стране сыграл один из первых электронных композиторов - Эдуард Артемьев, который был её пропагандистом, активно выступал в печати и исследовал историю и теорию электронной музыки, а также один из первых начал широко применять электронные звучания в кинофильмах.
Электронными опытами Артемьева еще в начале 1960-х годов заинтересовались кинематографисты и с тех пор кинематограф прочно вошел в жизнь композитора, став для него, по его собственному признанию, “прекрасной лабораторией для разнообразных творческих экспериментов” – от чисто внешних звуковых эффектов, спроецированных на “ирреальный” видеоряд, до синтеза в электроакустической палитре фильма различных стилистических пластов.
Во всём творчестве Артемьева особняком стоят его работы для фильмов Андрея Тарковского, с которым он тесно сотрудничал много лет. Тарковского привлекла аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, создавать обобщенные образы-символы. Неординарные задачи, поставленные режиссером, требовали новых творческих поисков от композитора.
Артемьев принял участие в создании трех фильмов: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975) и «Сталкер» (1979), из которых наиболее значительным в творчестве Тарковского считается «Сталкер», снятый в 1979 году по мотивам романа «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких. Сам Тарковский говорил, что в нём он «легально коснулся трансцендентного». Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. При проявке плёнки практически полностью погиб первый вариант, и картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками. Фильм получил Приз международного жюри на XXXIII МКФ в Каннах в 1980 году.
В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных общим названием “Солярис, Зеркало, Сталкер” – заново написанные пьесы “Тема”, “Поезд”, “Болезнь”, “Станция”, “Слушая Баха”, “Исход”, “Они шли долго”, “Сон”, “Медитация”, “Океан”, “Картина Брейгеля”, “Возвращение”, “Посвящение А. Тарковскому”. Вызывая ассоциации с теми или иными эпизодами фильмов Тарковского, цикл ретроспективно создает образ поэтического мира режиссера.

Информация о фильме:
Режиссер - Андрей Тарковский
Сценаристы - Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский
Операторы - Александр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
Композитор - Эдуард Артемьев
Художники - Александр Бойм, Андрей Тарковский, Шавкат Абдусаламов
В главных ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Алиса Фрейндлих, Николай Гринько