27 марта, среда, 20:00

Искусство дирижирования
The Art of Conducting
1993
Режиссер: Сью Кнуссон
ГЭЗОГЛАЗ (фильмы о музыке и музыкантах)
(кинопоказ-обсуждение)
В документальном фильме BBC Production «Искусство дирижирования» великие дирижеры прошлого столетия и наши современники Леонард Бернстайн, Джордж Шолти, Джон Барбиролли, Томас Бичем, Джордж Селл, Герберт фон Караян, Леопольд Стоковский, Бруно Вальтер, Артуро Тосканини, Отто Клемперер, а также Марис Янсонс, Оливер Кнуссен и Джон Элиот Гардинер раскрывают секреты своей профессии.
Вход – свободный

Дирижер - одна из самых молодых музыкальных профессий: ей - чуть больше двух веков. Ранее часть обязанностей современного дирижера исполнял капельмейстер - один из музыкантов ансамбля (обычно играющий на клавесине или другом клавишном инструменте), который кроме игры брал на себя обязанность определять темп произведения и показывать вступление другим исполнителям. Это было очень важно, поскольку такого понятия, как партитура, в XVII – XVIII веках еще не существовало. Исполнитель видел перед собой только свою партию (именно из-за этого не сохранились полностью многие великие сочинения, например Magnificat Иоганна Себастьяна Баха).
 Но с появлением симфонического оркестра многократно умножились и усложнились обязанности человека, руководящего коллективом музыкантов. Он должен не просто показать бесчисленные вступления оркестрантам, но быть творцом и созидателем - наравне с композитором с одной стороны, и исполнителем – с другой.  Только
Дирижёр стремится передать коллективу свои художественные намерения, своё истолкование замысла композитора, обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения. Инструмент дирижера – это весь оркестр.
В основе исполнительского плана дирижёра лежит тщательное изучение и воспроизведение текста партитуры. Он должен слышать её внутри себя во всех мельчайших нюансах, а впоследствии воспроизводить услышанное с помощью всего оркестра.
Искусство дирижирования основано на системе движений рук. Большую роль в процессе дирижирования играет и лицо дирижёра, его взгляд, мимика.
 
Как убедить музыкантов, играющих в оркестре, в том, что дирижер знает больше их всех, вместе взятых? Существует ли телепатия? Всегда ли необходима диктатура дирижера? На эти и многие другие вопросы, главные герои программы, а также музыканты известных оркестров отвечают совершенно по-разному, но в результате возникает ответ на главный вопрос - что же такое искусство дирижера?
 Фильм демонстрируется в двух частях.

Программа показа включает:
1. Вступительное слово
2. Показ первой части фильма.
3. Перерыв
4. Показ второй части фильма.
5. Обсуждение: Роль дирижёра в музыке ХХ века.

Подробнее:
http://vk.com/event51313504