Выберите язык

НОЧЬ СОВЕТСКОЙ РЕТРОФАНТАСТИКИ

НОЧЬ СОВЕТСКОЙ РЕТРОФАНТАСТИКИ

Проект «Искусство Кинозвука»

Начало: 14 сентября, пятница, 23:30
Окончание: 15 сентября, 6:00

 Любой кинофильм является комплексным, коллективным произведением искуcства, далеко не последнюю роль в создании которого играет композитор. Саундтрэк или кинозвук - особое ответвление в музыке. Изначально используемый с целью создания особого настроя или передачи идеи в комплексе с видеорядом, привязанный к визуальным образам и последовательности событий кинофильма, он также в полной мере может являться самостоятельным, образным, музыкальным произведением, создающим у слушателя особые впечатления, далеко не всегда связанные с впечатлениями от самого кинофильма.

Сформировавшийся и развивающийся параллельно с кинематографом кинозвук также вбирает в себя многие идеи и достижения музыки ХХ века. Более того можно сказать, что именно благодаря поискам новых средств выразительности звука и внедрению различных технических достижений для выполнения функций звука в рамках кинофильма происходит развитие, а вместе с тем и распространение различных направлений музыки экспериментальной, нетрадиционной.
Один из примеров - это изобретение магнитной плёнки, изначально предназначенной для использования в кинопроизводстве, и давшей начало целому направлению в музыке ХХ века – конкретной музыке.

Это явление также находит своё отражение и в зарождающейся электронной музыке, а именно в отходе её от сугубо академической и дальнейшей популяризации как электронной музыки в целом, так и различных электронных и электроакустических музыкальных инструментов в частности, что и определило одну из ролей кинозвука в развитии всей музыки ХХ века.

Естественно, что первыми фильмами того времени, в которых была использована электронная музыка – музыка будущего – были фантастическими.

В ночь с 14 на 15 сентября ГЭЗ-21 в рамках проекта «Искусство кинозвука» предлагает вашему вниманию первую часть программы «Мечты о прошлом» - кинофильмы, пронизанные духом времени и наполненные мечтами о будущем, давно ушедшем в прошлое в сопровождении музыки прошедшего будущего.

В первой части проекта «Мечты о прошлом Часть 1. В космос! Советская космическая фантастика докосмической эпохи», представлены  5 советских фантастических и научно-фантастических фильмов, являющихся наиболее заметными вехами на долгом пути советского кинозвука от классической до электронной музыки.

Открытие зала в 23:30, закрытие дверей и начало сеанса в 0:00.
Всю ночь для вас будет работать буфет.
Стоимость билетов: 200 рублей предпродажа, 250 рублей на входе.
Билеты можно приобрести в буфете с 1 сентября.

 

Космический рейс - 1935 г.

0:00 – 1:05
Режиссер: Василий Журавлёв
Cценарий: Александр Филиппов
Композитор: Валентин Кручинин (музыка Франца Листа, Феликса Мендельссона, Людвига Ван Бетховена)
Оператор-постановщик: Александр Гальперин
Художники: Юрий Швец, М. Тиунов, Алексей Уткин
Консультант: Константин Циолковский
В ролях: Сергей Комаров, Василий Ковригин, Николай Феоктистов, Василий Гапоненко, К. Москаленко, Сергей Столяров

Первый советский научно-фантастический фильм о космосе, снятый по повести Константина Циолковского «Вне Земли» и вышедший на экраны 21 января 1936 года. Его выпуску предшествовала двухлетняя работа на студии «Мосфильм», выполненная на твёрдой научной основе - консультантом проекта был Константин Эдуардович Циолковский, сделавший для картины 30 чертежей ракетоплана. Благодаря его помощи советским кинематографистам удалось создать удивительно реалистичную для своего времени картину путешествия на Луну - задолго до того, как было положено начало реальным исследованиям космического пространства.
То уже была эпоха звукового кино, однако ещё далеко не во всех советских фильмах озвучивались речевые сцены. Вот и в этот раз в звуковом фильме зрители слышали только инструментальную музыку. Компилятивную партитуру (с использованием фрагментов произведений композиторов-классиков) написал известный композитор, автор популярнейших в народе «Кирпичиков» и «И льётся песня» Валентин Кручинин.
Описание: Во Всесоюзном институте межпланетных сообщений (В.И.М.С.) имени К.Э.Циолковского проводятся первые опыты по подготовке полета на Луну. С академиком Седых, создателем гигантского суперкосмического ракетоплана, летят аспирантка Марина и тайком пробравшийся на корабль юный изобретатель Андрюша. Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны и, побродив по её поверхности, благополучно возвращаются на Землю.

Дорога к звёздам – 1957 г.

1:20 – 2:10
Режиссер: Павел Клушанцев
Сценарий: Борис Ляпунов, Василий Соловьев
Композитор: Сергей Шатирян
Оператор: Михаил Гальпер
Художник: Михаил Цыбасов
В ролях: Георгий Соловьёв (Константин Циолковский)

Советский научно-фантастический фильм Павла Клушанцева, снятый снят в 1957 году ещё до запуска первого Спутника (в последний момент перед выпуском досняли соответствующие кадры - натурные съёмки сделаны летом, а спутник запущен в октябре 1957-го). Совмещает в себе элементы научно-фантастического игрового кино и научно-популярного фильма.
В фильме приводится описание теории К. Э. Циолковского, кратко повествуется о его жизни и научной деятельности, описываются законы баллистики, наглядно показываются принципы космических полётов.
Также в форме игрового кино показан первый в мире полёт человека в космос за 4 года до полёта Ю. А. Гагарина, а также первый полёт человека на Луну за 12 лет до полёта Аполлона-11.
С точки зрения технической мысли фильм устарел, потому что показанные в нём технические аспекты не подтвердились временем, но с точки зрения киноискусства фильм намного опережает своё время, показывая замечательные для того времени спецэффекты.
Описание: Трудный путь познания прошёл на своей планете человек, он всегда стремился проникнуть туда, где ещё не был, узнать то, что ещё не знал. Несмотря на смертельную опасность, отправлялся он в далёкие плавания, штурмовал полюса, поднимался за облака, опускался в морскую пучину. Преодолевая бесчисленные трудности, находил он пути к самым сокровенным тайникам природы, проник в недра живой клетки и атома. Он стремится разгадать тайны Вселенной, осознать самого себя. Но не разу ещё не отрывался человек от своей планеты. И вот наступило время, когда он сделал первый шаг за порог своего дома.

Небо зовет – 1959 г.

2:25 – 3:35
Режиссеры: Александр Козырь, Михаил Карюков
Сценаристы: Евгений Помещиков, Алексей Сазонов, Михаил Карюков
Композитор: Юлий Мейтус
Исполнение музыки: Государственный оркестр УССР (дирижер В. Гольба);
Экспериментальный ансамбль электромузыкальных инструментов (дирижер В. Мещерин)
Оператор: Николай Кульчицкий
Художник: Юрий Швец
В ролях: Иван Переверзев, Александр Шворин, Константин Барташевич, Гурген Тонунц, Валентин Черняк, Виктор Добровольский, Лариса Борисенко, Лев Лобов, Сергей Филимонов, Мария Самойлова

Фильм вышел на экраны спустя два года после запуска первого искусственного спутника Земли и за два года до полёта первого человека в космос.
В 1962 году в США вышла «американизированная» версия фильма под названием «Битва за пределами Солнца», в работе над которой участвовали режиссёр Роджер Корман и молодой студент Фрэнсис Форд Коппола. Они удалили из фильма «антиамериканскую пропаганду» и добавили сцену битвы двух марсианских монстров. Также действие перенесено в будущее, после атомной войны, когда Земля разделена на две части — «Север» и «Юг». Лента была выпущена кинокомпанией American International Pictures под названием «Битва за пределами Солнца» (англ. Battle Beyond the Sun).
Кадры с космической станции были также включены в американскую «версию» советского фильма Павла Клушанцева «Планета бурь» 1961 года, вышедшую в прокат в 1965 году под названием «Путешествие на доисторическую планету» (англ. Voyage to the Prehistoric Planet).
В 1968 году в США вышел фильм «Космическая одиссея 2001 года», в котором использовались некоторые рисунки и графические решения из «Неба…», созданные художником-фантастом Юрием Швецом.
Описание: Советская научная экспедиция отправляется в первый в мире полёт на Марс. Ожидая команды к старту, они находятся на орбитальной станции. На эту же станцию прибывает американский корабль, имеющий такие же планы насчёт покорения Красной планеты. Пытаясь опередить «советских», они стартуют раньше, по неоптимальному маршруту, и вскоре терпят крушение. Советская «Родина» меняет курс, чтобы спасти американский «Тайфун»…

Я был спутником Солнца – 1959 г.

3:50 – 4:50
Режиссер: Виктор Моргенштерн
Сценаристы: Владимир Капитановский, Владимир Шрейберг
Композитор: Андрей Севастьянов
Операторы: Георгий Ляхович, Олег Самуцевич
Художник: Леонид Чибисов
В ролях: Павел Махотин, Владимир Емельянов, Георгий Вицин

Фильм снят в 1959 году: через два года после запуска первого искусственного спутника земли и за два года до полёта в космос первого человека, и рассказывает о будущем: уже несколько лет как человечество освоило лунные трассы, готовится к дальним полётам и работает над компенсирующими космическое излучение материалами.
Описание: Попав в полосу непроходимых зон, космический корабль потерял связь с Землей и не вернулся. Спустя двадцать лет Андрей, в лаборатории которого успешно завершились испытания защитных материалов, решает повторить подвиг своего учителя...

Мечте навстречу - 1963

5:00 - 6:00
Режиссеры: Михаил Карюков, Отар Коберидзе
Сценаристы: Александр Бердник, Иван Бондин, Михаил Карюков
Композиторы: Эдуард Артемьев, Вано Мурадели
Оператор: Алексей Герасимов
Художник: Юрий Швец

Советский научно-фантастический художественный фильм по мотивам повести Олеся Бердника «Сердце Вселенной», вышедший на экраны 18 ноября 1963 года, в котором впервые в истории советского кино была использована электронная музыка.
Также специально для этого фильма Вано Мурадели на стихи Евгения Долматовского были написаны две песни, впоследствии ставшие популярными шлягерами: «И на Марсе будут яблони цвести» и «Я — Земля», а также звучит еще одна широко известная песня — «Четырнадцать минут до старта» (музыка Оскара Фельцмана, текст Владимира Войновича).
Описание: Звездолет, направляющийся на Землю с планеты Центурий, недалеко от Марса терпит аварию. Чтобы разыскать пришельцев из вселенной и помочь им, с Земли стартует межзвездный корабль "Океан", на борту которого находится радиоастроном Таня. Вскоре на Луну, с целью обеспечения "Океана" дополнительной энергией, посылают вторую ракету. На ее борту стартуют Баталов и Андрей - человек, который бесконечно дорог Тане...