::vtol:: Ra: История нового экспоната музея

::vtol:: Ra - звуковой объект / синтезатор, использующий лазер для считывания неровностей поверхности пиритового диска и последующего использования этих данных для синтезирования звуков.

Пиритовый диск - это редкая форма пирита, образующаяся в виде радиально-лучистых кристаллов (необычные дискообразные сферолиты), которые получили название - Пиритовое Солнце или Пиритовый Доллар. Единственное месторождение, где образуется пирит такой морфологии – штат Иллинойс (США). Пиритовые Солнца сформированы около 300 миллионов лет назад.

vtol ra 3

страничка - http://vtol.cc/filter/works/Ra
видео - https://vimeo.com/140167278

Проект состоялся в результате интересного стечения обстоятельств - пиритовый диск был подарен мне продавцом минералов в городе Боулдер (США), которая, услышав рассказ о моих работах, попросила сделать что-нибудь с подобным кристаллом, отказавшись взять за него плату.

Одновременно с этим я читал статьи, посвященные различным способам архивации и сохранения звуков с первых, исторических источников записанного звука - восковых дисков и прочих хрупких носителей. Все технологии были основаны на использовании лазеров. Вдохновившись этими проектами, я задался целью создать, имея минимум ресурсов, самодельный лазерный звукосниматель, способный озвучить разнообразные неровные поверхности. Так родилась идея сделать инструмент, использующий пиритовый диск и самодельный лазерный звукосниматель.

Появление объекта стало возможно благодаря заказу со стороны Музея Звука в Санкт-Петербурге (спасибо Irina Aktuganova), в коллекции которого он теперь и находится. Санкт-Петербургский музей звука
Этот объект я считаю для себя этапным, так как в нем объединились сразу несколько практик и технических навыков, с которыми я работал в последние годы. А также новые ресурсы и идеи, к которым я обращаюсь впервые. Например - создание синтезаторов и звуковых объектов, коллекционирование минералов, тема вращения, программирование Pure Data, Arduino и Python, работа с servo и шаговыми двигателями, raspberry pi и лазерами и т.д.
Также очень важным в данном проекте для меня является обращение к теме Оккультной Футурологии (термени предложен Павлом Жагуном) как к концепции, наиболее отвечающей моему представлению о собственном творчестве. В первую очередь, это проявляется в том, как Ra работает со восприятием времени - имея доисторический “неземной” минерал в основе, обращается к средневековью через алхимию, далее несет в себе иногда прослеживающиеся органные “баховские” мотивы, и выводит к отголоскам электронных инструментов середины 20го века, завершая все это лазерами, шумом, кодом и автономностью, выращенными в кустарных условиях.

[ENG]
::vtol:: Ra is a sound object / synthesizer which uses laser for scanning the irregularities of the surface of the pyrite disc and further transforms this data to produce sound.

4page - http://vtol.cc/filter/works/Ra
video - https://vimeo.com/140167278

Pyrite disc is a rare form of pyrite which is crystallised in radial shape (as unusual disc spherulites) which also was named ‘pyrite suns’ or ‘pyrite dollars’. The only deposit where pyrites of such morphology are found is in Illinois state (USA). Pyrite suns were formed around 300 million years ago.

This project originated as a result of an interesting set of circumstances – a pyrite disc was given to me as a gift by a mineral seller in Boulder city (USA). David Fodel Upon hearing about my works, she asked to do something with such crystal, and refused to take payment for getting it.

In the same period, I was reading articles on various ways of archiving and preservation of sounds from the first, historical sources of the recorded sound – wax discs and other fragile carriers. All technologies were based on the usage of lasers. Inspired by these projects, I set out to create a self-made laser sound reader which would be able to produce sound from various uneven surfaces, using minimal resources to achive it. Thus emerged the idea to construct an instrument using the pyrite disc and a self-made laser sound reader.

The realisation of the object became possible thanks to the commission of the Sound Museum in St.-Petersburg which has it in its collection now. Санкт-Петербургский музей звука
I consider this object to be a landmark for me, as it united several practices and technical skills which I was working on in the last years - as well as the new resources and ideas which I approach for the first time. I.e. – creation of the synthesizers and sound objects, collecting minerals, topic of rotation, Pure Data programming, Arduino and Python, working with servo and stepper motors, raspberry pi and lasers, etc.
What is also important for me in this project is adressing the topic of occult futurology as a concept which corresponds in the best way my own artistic practices. In the first place, it can be seen in how Ra works with the perception of time – having pre-historic “unearthly” mineral as its base, it adresses medieval times through the notion of alchemy; it also carries Bach organ motives, further bringing us to the echoes of the electronic instruments of middle of the 20th century, underlining all of this with lasers, noise, code and autonomy, all brought up in handicraft conditions.

vtol ra 4

Ближайшие события

 SEEson

SEEson

9 сентября - 13 октября
открытие 9 сентября в 18.00

SEEson
Выставка фотографий с концертов в Музее Звука
(сезон 2016-17)

Экспозиция

Алексей Наджаров. Девушки как кусты. Струнный квартет.

"Графика звука": коллекция графических нотаций

В самом общем смысле, под графической нотацией понимается репрезентация музыки с использованием визуального языка вместо (или наряду) с системой традиционной музыкальной нотации. Вместо традиционной нотной записью используется графическое представление музыкального текста - схемы, рисунки, нетрадиционные обозначения и пр. По сути, графическая нотация выступает одновременно и как способ фиксации нотного текста, и ...