Кусочек «звуконеформатной» реальности

Кусочек «звуконеформатной» реальности

Статья о Музее Звука на сайте cityspb.ru

Кусочек «звуконеформатной» реальности: новый музей Звука в Петербурге

В двух шагах от шумного Лиговского проспекта и не менее беспокойного Невского 1 сентября открылся новый музей Звука. Впрочем, это не совсем новое образование, а логичное продолжение уже существующей на протяжении 16 лет Галереи Экспериментального Звука (ГЭЗ-21).

Последняя, для справки, абсолютный апологет «звуконеформатности»: в этом изолированном кусочке реальности вы услышите экспериментальную, свободно импровизационную, шумовую и прочие вариации музыки. За время существования ГЭЗа накопилось много опыта, архивов, авторских музыкальных инструментов, и организаторы поняли, что пора переходить в формат музея. Экспериментальный звук достиг такового развития, что его можно «музифицировать».

Авторские музыкальные инструменты

Не менее любопытным инструментом является саксофон из водопроводных труб, придуманный саксофонистом группы «Аукцион» Николем Рубановым. Своеобразный инструмент состоит, ясное дело, из водопроводной трубы, пробок и мундштука. Механизм его работы: нужно дуть в мундштук и, поочередно «жонглируя» пробками, постараться изобразить что-либо благозвучное. Довольно-таки сложная штука: мало кто может из него извлечь звуки. Тут нужно обладать не только слухом, но и ловкостью рук.

Также в музее можно поиграть на инструменте «корень звука»: простая вещь - практически лира. Посетителям очень нравится своим мелодичным звуком.
К каждому инструменту будет прикреплен сопроводительный текст и «залито» видео-исполнение Live, можно будет увидеть, как инструменты использовались в концертной ситуации.

Более того, тут можно поиграть практически на всех инструментах и самим ощутить себя творцами «звуконеформатности» и колдунами нойза.

Звуковая карта Петербурга

Любопытным экспонатом музея станет и интерактивная звуковая карта города. Устроена она следующим образом: можно выбрать любую из представленных точек на карте, которым соответствуют определенные шумы этого уголка города. Так тут можно послушать пристань дворца Меньшикова, набережную Петропавловки, саму Петропавловку. Есть запись Смоленского кладбища и Лютеранского – напротив. Эрарта, парк лесотехнической академии, морской вокзал: более 50 уголков города. Если, подробно исследовав карту города, вы зададитесь вопросом: «А какой шум у меня во дворе?» - то это не проблема, организаторы с радостью добавят вашу локацию на карту. Последняя – это открытый проект, для которого через социальные сети организаторы просят присылать людей записи их акустических «точек».

Графические партитуры

Графическая партитура – это способ записи звука, при котором помимо нот также используются всевозможные стрелочки, картинки, буквы – визуальные символы: современному композитору не хватает тех возможностей, которые ему предоставляет нотная грамота. Коллекция музея состоит из 14 графических партитур, которые здесь представлены как отдельная экспозиция.

В тоже время, они будут использоваться в выступлениях «Санкт-Петербургского оркестра импровизации», который является резидентом ГЭЗа, а ныне - музея Звука.

Дальнейшие планы

Ближе к зиме организаторы подготовят отдельный зал, где можно будет познакомиться с историей экспериментального звука. Там будут инструменты, воссозданные по чертежам русских музыкантов-авангардистов. Будут представлены терменвокс, вариофон Абрамова, например. Это инструменты, которые демонстрируют физику звука: там будет тактильный звук, визуализация звуковых волн, которые смогут помочь людям понять идею звука как физического явления.

Программная деятельность

Помимо регулярной интерактивной выставки в музее будут и временные экспозиции. Также планируется активная программная деятельность: лекции, демонстрации и, конечно же, концерты! Главная идея, подчеркивают организаторы, - это объяснить людям, что такое импровизационный и экспериментальный звук: многие не понимают, в чем разница между классической музыкой и современной. То, что ещё в начале ХХ века воспринималось как «помехи», «грязь», – сегодня становится музыкой. И тут важно правильно донести историю музыки как «постоянное расширение пределов звука».

5 СЕНТЯБРЯ 2015
http://www.cityspb.ru/blog-746708/0/

Ближайшие события

BF (Борис Бардаш, Александр Фролов)

BF (Борис Бардаш, Александр Фролов)

22 июня, четверг, 20:00

BF (Борис Бардаш, Александр Фролов)

Экспозиция

Интерактивная выставка авторских музыкальных инструментов

Практика изготовления самобытных инструментов - явление не новое, уходящее вглубь веков. Звуковое изобретательство, поиск новых тембров, освоение электроники и создание авторских интерфейсов привлекают в современном мире все польший интерес. Подчас "изобретательский" аспект опережает собственно "композиторский", то есть сначала возникает "механизм", "тело инструмента", и только спустя годы (а иногда и десятилетия) появляется ...