ТИХОН ЧУРИЛИН "КОНЕЦ КИКАПУ"

21 мая, понедельник, 20:00
ПРОЗОЗЁМ (ОПЫТЫ ЧТЕНИЯ): ТИХОН ЧУРИЛИН "КОНЕЦ КИКАПУ"
Вряд ли существует так называемое «механическое» чтение. Есть чтение вообще. В чтении, как и в письме, в почерке, обязательно присутствует нажим, – некое усилие. То, что отделит прошлое от будущего – есть понимание. Без этого момента понимания мы неминуемо остаёмся людьми прошлого.

Прозозём – это способ прикосновения к сокровенным слоям русской литературы ХХ века. Попытка читать и комментировать «Ка» Велимира Хлебникова,«Происхождение Мастера» Андрея Платонова, «Конец Кикапу» Тихона Чурилина, «Пропевень о Проросли Мировой» Павла Филонова, «Конармию» Исаака Бабеля и ряд других произведений.

Любое чтение/письмо строится по принципу луковицы, где каждый новый нарастающий слой, вбирающий в себя все предыдущие, – есть миг понимания, внезапного озарения. Если это и рассматривать как л-и-т-е-р-а-т-у-р-о-в-е-д-е-н-и-е, то – неправильное, кустарное, домотканое, самопальное. Главный смысл исследования текстов состоит, быть может, в их продлении. Раньше их буквально переписывали, теперь их как бы перепахивают, рыхлят, удобряют, – это и есть п р о з о з ё м.

Прозозём – это те тексты, которые всегда содержат для меня ряд вопросов. В отношении языка – произведения крайне не простые, совсем не лёгкие для восприятия на слух. Есть чтение и чтение. Попытка что-то новое извлечь, высечь какую-то искру. Настоящее чтение – не там, где лёгкое, быстрое течение незатейливого ручейка, а там, где вязко, где вдруг встречается препятствие, где приходится что-то в себе преодолевать, чтобы принять новое слово. Прозозём как рыхление страниц.

Тихон Васильевич Чурилин (1885—1946) — русский поэт.
Родился в купеческой семье. В автобиографии писал, что его настоящим отцом был провизор Тицнер. В 1904 уехал в Саратов, в 1905 переехал в Москву. В 1907 был вольнослушателем экономического отделения Московского коммерческого института. В 1908 выехал за границу, вернулся в 1909. После допроса в охранке помещён в психиатрическую лечебницу с диагнозом «мания преследования», находился там до 1912 года. После выхода из лечебницы сблизился с кругом Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, с Велимиром Хлебниковым. Работал актёром в Камерном театре.
В 1915 вышла книга стихов «Весна после смерти». Осенью 1917 Чурилин уехал в Крым. В 1918 в харьковском издательстве «Лирень» у него вышли «Вторая книга стихов» и стихотворная повесть «Конец Кикапу». В 1920 вместе с женой, Брониславой Корвин-Каменской, и Л. Аренсом организовал в Крыму содружество молодых будетлян «Молодые окраинные мозгопашцы».
В 1922 вернулся в Москву. С 1927 четыре года находился в психиатрической больнице. Подготовленный в 1932 сборник «Жар-жизнь» был запрещён Главлитом. Напечатанная в 1940 книга «Стихи» не успела поступить в продажу, тираж был уничтожен.
После смерти жены в октябре 1945 перерезал себе вены и вновь был помещён в психиатрическую больницу им. Ганнушкина. Вскоре умер от истощения.
До конца 80-х имя Чурилина нигде не упоминалось, кроме статьи Леонида Черткова в КЛЭ.

Опыт чтения: Андрей Поповский, кандидат филологических наук
Вход - свободный.

Ближайшие события

Error: No articles to display

Экспозиция

Алексей Наджаров. Девушки как кусты. Струнный квартет.

"Графика звука": коллекция графических нотаций

В самом общем смысле, под графической нотацией понимается репрезентация музыки с использованием визуального языка вместо (или наряду) с системой традиционной музыкальной нотации. Вместо традиционной нотной записью используется графическое представление музыкального текста - схемы, рисунки, нетрадиционные обозначения и пр. По сути, графическая нотация выступает одновременно и как способ фиксации нотного текста, и ...